Электромоторы, но не для «Москвича»: у производства электрических двигателей большое будущее
Компания «Автотор» запустила в Калининграде завод по выпуску электродвигателей. В скором времени таких площадок в России станет больше. Этот сегмент промышленности считается крайне перспективным - двигатели нужны не только электромобилям.
Начало положено
В Калининграде приступил к работе новый завод по выпуску электромоторов: его построили в рамках развития кластера автокомпонентов в этом регионе, инвестиционный контракт был заключен между Минпромышленности, правительством Калининградской области и ООО «Автотор Холдинг».
Пока предприятие функционирует в тестовом режиме, в будущем планируется выйти на приличные объемы производства, до 60 тыс. двигателей в год. Они предназначаются не только для электроавтомобилей – мощность составляет от 23 до 130 кВт, или 31-190 л.с., если считать в более привычном эквиваленте. Одним из этих моторов будет комплектоваться первый калининградский электрокар собственной разработки под маркой «Амберавто», созданием которого сейчас заняты в «Автоторе».
Электрификация всей страны
Калининградский завод не единственный: отрасль по производству компонентов для электротранспорта (понятие куда более широкое, чем просто «электромобиль», и включает в себя очень многое, от подъемной техники до БПЛА), пусть и с некоторым запозданием, в России начала активно развиваться. «Росатом» планирует построить сразу две гигифабрики, где будет налажен выпуск литий-ионных батарей, рассказывает технолог опытного производства химических источников тока компании АО «АВЭКС» Андрей Корчун.
«Сейчас работают над созданием не только двигателей и аккумуляторов, но и других комплектующих отечественного производства для электротранспорта. Ведутся разработки управляющих драйверов, систем управления батареями», - говорит эксперт.
Безусловно, для многих базой остается китайская техника. Корчун приводит в пример компанию, где работал до этого: «Они начинали с того, что разбирали китайские двигатели, а потом доводили до ума, улучшая конструкцию. Начинали, по сути, вручную, а потом уже стали закупать станки».
И именно Китай – основной «тормоз» на пути развития отечественного «электрокластера». «Когда мы говорим о том, что собираемся производить аккумуляторы и двигатели, задаемся ли мы вопросом: «А у нас вообще есть рынок сбыта?», - указывает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – К нам привозят готовые электромобили и гибриды из Китая. Естественно, вся начинка для них собрана там же. А себестоимость производства двигателей и батарей в КНР одна из самых низких в мире – конкурировать с ними будет довольно сложно».
Не только автомобили
Юшков не исключает, что новый завод «Автотора» будет заключать контракты с государственными службами, которым требуются двигатели для электротранспорта, а также с российской армией. Как минимум потому что беспилотники тоже приводятся в движение электрическими моторами.
«В сегменте БПЛА у нас проблема: нет качественных российских электродвигателей небольшого размера, но с качественными характеристиками: высоким КПД, крутящим моментом», - отмечает Андрей Корчун.
Если наладить производство электромоторов в том числе и для беспилотников, госзаказ обеспечен. Что же касается легкового транспорта, то вполне возможно, что со временем условно российские «Волги» и «Москвичи» все же обзаведутся электрическими двигателями и батареями отечественного производства. Или их заставят это сделать в пику «восточным партнерам».
Главное – развивать спрос на «зеленый» транспорт в гражданском секторе, уверен Корчун. «Заградительные пошлины и господдержка не самый лучший вариант, - говорит эксперт. – Куда более здраво приложить максимум усилий к тому, чтобы электромобили стали популярны в народе, и уже на этом фоне увеличивать объемы производства как моторов, так и других компонентов. Тем более что сырьевая база у нас есть – меди в России более чем достаточно».