Электромобили стали заряжать сжиженным газом
В Петербурге продолжается эксперимент по использованию сжиженного природного газа для мобильной зарядки электрических автомобилей. Компания «Криогаз» тестирует работающие на СПГ мобильные станции и бесплатно заряжает электромашины. Эксперты говорят, что для окупаемости проекта электромобилей может не хватить.
40 минут на зарядку
На разработку проекта мобильной заправки на СПГ у специалистов «Криогаза» ушло более полутора лет. В мае 2023 года зарядную станцию «Electropoint Мобил» показали на транспортном фестивале SPbTransportFest.
«Криогаз» — крупный производитель сжиженного природного газа на Северо-Западе России. С идеей заряжать электромобили, используя СПГ, в компанию обратилась одна из сетевых каршеринговых компаний, сообщил MASHNEWS генеральный директор «Криогаза» Владимир Смелов.
«В каршеринге задумались о расширении парка и увеличении в нём доли электромобилей. Почему обратились именно к нам, понятно. Было бы странно развивать экологически чистый вид транспорта и создавать зарядки, работающие на дизеле или бензине. С помощью такой станции в каршеринге хотели заряжать электромобили в любой удобной для компании точке», — рассказывает Владимир Смелов.
В качестве основы для мобильной зарядки выбрали шасси грузовика Iveco Daily, говорит Владимир Смелов. «Нам требовалась небольшая машина, позволяющая построить зарядную станцию мощностью порядка 50 кВт. Мы ориентировались на зарядку автомобилей Nissan Leaf, на которые делали ставку в каршеринге. Но 50 кВт — серьёзная мощность, которая позволяет достаточно быстро заряжать и другие электромобили», — объясняет он.
Инженеры «Криогаза» разработали свой вариант зарядки. Генератор устанавливается в кузове, он питается от двигателя Iveco Daily, а затем отдаёт мощность заряжаемой автомашине. По словам Смелова, в среднем на зарядку автомобиля от 20 до 80% уходит порядка 40 минут, в зависимости от марки машины. Заряжать авто на 100% на обочине не имеет смысла, это долго и не очень эффективно, поясняет Владимир Смелов.
«Поначалу к нашему проекту владельцы электромобилей отнеслись настороженно. Никто не хотел пользоваться бесплатной зарядкой, которая сама приезжает к ним в гости. Мы зарегистрировались на автомобильных форумах и стали рассказывать о себе аудитории. И в течение последнего времени бесплатно заряжаем машины в Петербурге, отрабатывая технологию. В этом процессе ещё есть сложности. Различные электромобили ведут себя при зарядке по-разному. Мы стараемся сделать такую зарядку, которая могла бы обслуживать электромобили любого класса», — отмечает Владимир Смелов.
На борту Iveco Daily располагаются два криогенных резервуара с СПГ. Они позволяют провести около 80 зарядок. Их ёмкость — 1 000 литров сжиженного природного газа.
«Если бы мы заряжали машины в непрерывном режиме, этого запаса хватило бы на два-три дня», — говорит генеральный директор «Криогаза».
Мобильная зарядка будет дороже стационарной
Фото: «Криогаз»
В компании «Криогаз» не скрывают, что хотят максимально монетизировать свой проект, который пока работает в тестовом режиме. В июне компания запускает мобильное приложение, которое позволит записываться на услуги мобильной зарядки онлайн и проводить её в любой удобной для автомобилистов точке Петербурга.
«Мы понимаем, что мобильная зарядка будет дороже стационарной. Один киловатт-час обойдётся примерно в 50 рублей, а на стационарной станции — 15–20 рублей. Однако надеемся, что подобные проекты будут востребованы, потому что они удобны», — считает Владимир Смелов.
В ближайшее время компания «Криогаз» намерена развивать строительство стационарных, а также крупных автономных зарядных станций на СПГ. С помощью последних можно будет проводить зарядку большого количества электромобилей в таксомоторных парках. Это, как считают в компании, востребовано там, где у таксопарков нет подключения к стационарной сети.
Проекты мобильной зарядки пока не получили широкого распространения не только в России, где мало электромобилей, но и в крупных европейских странах, объясняет Владимир Смелов. Поэтому опыт петербуржцев может быть востребован и за рубежом.
Автовладельцам будет поспокойнее
Фото: Артур Лебедев / РИА Новости
Само по себе создание мобильной зарядной станции в Петербурге — нужный проект, говорят эксперты. Однако выражают сомнение в том, что он сможет быстро окупиться, учитывая нынешний уровень распространения электромобилей в стране.
По словам директора фонда «Альтэнит» Сергея Забелина, концепция мобильной зарядки хороша тем, что она дополняет государственную программу, изложенную в Стратегии развития электространспорта в РФ до 2030 года. Там указано, что в ближайшее время в России должны появиться тысячи зарядных станций.
«Однако эти амбициозные планы не решают всех проблем. Появление мобильной зарядки вселило бы спокойствие в сердца автолюбителей, и они чаще стали бы покупать электромобили. Главное опасение тех, кто сегодня садится в эту »электричку«, а на сколько километров её хватит», — отмечает он.
В своё время компания «Яндекс» купила стартап по мобильным бензиновым заправкам, и это позволило ей вывести на новый уровень сервис «Яндекс.Такси» и каршеринг. Этот опыт можно применить при развитии сети зарядных станций, говорит эксперт.
«Использовать для зарядки СПГ — хорошая идея. Потому что этого ресурса у нас много, он достаточно дёшев, и в последнее время мы нарастили компетенции по его получению. Плюс его применение будет более экологически чистым и энергоэффективным, в отличие от сжигания других видов топлива», — полагает Сергей Забелин.
Очень мало электромобилей
Фото: electropoint.ru
Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключённого транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева также считает, что потребность в мобильных зарядных станциях в стране большая. Особенно это касается удалённых регионов, где нет возможности получить электрическую мощность от сетевых компаний, или она очень дорогая.
«Важный вопрос связан со стоимостью проекта. Сможет ли он достичь той загрузки, на которую рассчитывает, чтобы обеспечить рентабельность. У нас пока очень мало электромобилей — всего 1% от общего автопарка. И вряд ли, учитывая нынешнюю ситуацию, в ближайшее время в этой отрасли будет бурный рост, способный обеспечить достаточную загрузку зарядной инфраструктуры. Конечно, проект перспективный и интересный, но и достаточно дорогостоящий. Его окупаемость будет зависеть от развития электротранспорта в России. Чем больше в стране будет электромобилей, тем экономически эффективнее будет проект», — подчеркнула эксперт.
При этом нужно всё тщательно просчитывать, учитывая вопросы, связанные с размещением зарядных станций вблизи жилых домов и обеспечением охранных зон.
«В 2021 году подобный проект в России пыталась реализовать компания L-Charge. Она показала свою технологию в столице и попыталась выйти на зарубежные рынки. Возможно, этот стартап купили за границей», — говорит Ия Гордеева.
Зарядные станции L-Charge работали на СПГ, затем их собирались перевести на водород. Компания обещала, что до конца 2022 года в Москве появятся 20 тыс. мобильных зарядок. В конце 2021 года стартап начал работу в Великобритании, через месяц — в январе 2022 года — британские СМИ обвинили L-Charge в продвижении интересов российских экспортёров энергоресурсов. Экспансии заправок L-Charge в России не случилось.
СПРАВКА MASHNEWS:
«Криогаз» — производитель СПГ, в его структуру входит несколько комплексов по производству сжиженного природного газа в Калининграде, Пскове и Кингисеппе. Компания поставляет более 50% СПГ, который используется в общественном транспорте Петербурга.
В 2021 году выручка «Криогаза» составила 3,4 млрд рублей, чистая прибыль — 35 млн рублей.