Электромобили помешали "Газпрому". Газомоторный транспорт не едет без субсидий
Производство автомобилей, работающих на метане, сокращается. «Газпром» хочет изменить эту тенденцию и в шесть раз увеличить потребление газомоторного топлива - его структуры разработали госпрограмму развития газового транспорта. Потребуется больше субсидий из бюджета. Сейчас правительство больше внимания уделяет электромобилям.
Газовый обвал
Производство автомобилей, работающих на газомоторном топливе (ГМТ), в России ежегодно росло до последнего времени, сообщил Денис Корниенко, гендиректор «Газпром ГМТ», выступая на «Газовом форуме», открывшемся 31 октября в Петербурге. С 2015-го по 2021 год с конвейеров автозаводов в РФ сошло 49,6 тыс. газовых машин.
- В 2015 году было произведено 3,2 единицы,
- в 2020-м — 10,5 тыс.,
- в 2021-м — 10,7 тыс.
Но в 2022 году произошел резкий обвал — до 6,5 тыс., и в текущем году ожидается столько же.
Аналогичная ситуация и с переоборудованием бензиновых и дизельных машин: в 2015-2021 годах переделано 46,6 тыс. единиц, в том числе 17,1 тыс. — в 2021 году
А в 2022-м — всего 12,2 тыс.
Из-за этого падает загрузка газпромовских АЗС для заправки машин компримированным природным газом (КПГ, метан). Они загружены лишь на 31-32%, их мощностей хватило бы на обслуживание еще 500 тыс. газовых автомобилей — дополнительно к существующим 290,5 тыс. И хотя объемы продаж растут за счет роста числа заправок (с 387 млн кубометров в 2012 году до 1,58 млрд в 2023-м), но экономика каждой АЗС страдает, и в результате «Газпрому ГМТ» становится невыгодно их содержать и тем более открывать новые.
Основу автопарка на метане составляет частный легковой автотранспорт (72%), 13% приходится на легковой коммерческий транспорт, 10% — автобусы, 5% — грузовики. Ни спецтехника, ни сельхозмашины, ни водный транспорт в газомоторном исполнении практически не выпускаются.
Чтобы наращивать спрос, «Газпром ГМТ» стимулирует потребителей через программу «Народное топливо»: он почти полностью оплачивает клиенту переоборудование автомобиля, а взамен участник обязуется заправляться на АЗС с метаном. Почти все выделенные на эти цели 1,5 млрд рублей уже законтрактованы, сообщил Денис Корниенко. Еще 3942 автомобиля с 2020 года прибавилось в газомоторном парке России благодаря программам «Газпромбанк лизинга».
Однако только своими силами «Газпрому» не обойтись, говорит Корниенко, а серийное производство ГМТ-автомобилей сходит на нет. Причины не новые: они связаны с началом СВО в феврале 2022 года, после чего из России ушли иностранные автопроизводители и поставщики автокомпонентов и узлов, которые использовались отечественными автозаводами для производства газовых машин. Кроме того, существующие предприятия были заточены на переделку с бензина на газ европейских, американских, японских и корейских авто. С началом спецоперации их стали заменять китайские машины, и предприятия еще не освоили технологию работы с ними.
Проблем добавило падение цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ, пропан, пропан-бутан) в 2022 году. «В результате часть переоборудования ушла на СУГ. Это в основном такси, мелкий коммерческий транспорт», — говорит Денис Корниенко.
К осени 2023-го пропан снова подорожал, и потребители вернулись к метану: в октябре спрос на переделку машин под использование КПГ вырос в десять раз по сравнению с июлем, отмечает Корниенко.
«Перебить тему электрокаров»
Ни в Транспортной стратегии России, ни в Стратегии развития автопрома почти ничего не говорится о газомоторном топливе, и в этом причина того, что это направление так плохо развивается, считает Алексей Подщеколдин, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры».
Правительство предполагает к 2030 году увеличить долю электротранспорта до 15% от общего парка, в то время как оптимальным для России, с ее запасами газа, является не электричество, а ГМТ, убежден он.
Поддержка производства газового транспорта предусмотрена в федеральном проекте «Развитие автомобилестроения и транспортного машиностроения», говорит Светлана Воронцова, первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция». Но объемы мизерные: в 2019-2022 годах было выделено 12,67 млрд рублей в качестве субсидий на создание 20 348 единиц техники.
На 2023-2025 годы запланировано 9,7 млрд рублей (11 640 машин). В новом трехлетнем бюджете РФ сокращение: в 2025 году вместо 27 200 газовых авто Стратегия развития автопрома предусматривает создание только 4300.
«Нужен агрессивный ход, который позволит перебить тему электромобилей и заменить ее метановыми двигателями», — считает зампред подкомитета по ГМТ комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Виктор Тарусин.
«Газпром ГМТ» решил комплексно взяться за наращивание потребления газа и совместно с ГК «Транспортная интеграция» разработал концепцию развития газомоторного топлива до 2035 года, которую вскоре представит кабмину РФ.
По словам Светланы Воронцовой, для реализации концепции потребуется выделить 23,2 млрд рублей в качестве субсидий, стимулирующих к переводу транспорта на ГМТ. Их должны получать как владельцы, так и производители техники, отмечает она.
Основные параметры концепции:
- Рост числа автомобилей на ГМТ с 290,5 тыс. в 2022 году до 1,32 млн в 2035-м.
- Рост производства морских и речных судов на СПГ с 12 единиц в 2022 году до 319 в 2023-2035 гг.
- Рост потребления ГМТ с 1,72 млрд кубометров в год в 2022 году до 10,66 млрд в 2035-м, в том числе КПГ — 8,2 млрд, СПГ — 1,77 млрд кубометров.
- Увеличение доли ГМТ на рынке моторного топлива с 2% в 2022 году до 10% в 2035-м.
- Увеличение доли газомоторного транспорта в автопарке РФ с 0,5% в 2022 году до 2% в 2035-м.
Слишком долго ждать
Производители говорят, что готовы наращивать выпуск газовых машин. Например, столичный «Москвич» в 2023 году начал сборку ГМТ-машин «Москвич 6», сообщила Татьяна Редько, директор по взаимодействию с госорганами и корпоративным связям АО «Московский автомобильный завод »Москвич«.
Однако есть препятствия, которые тормозят развитие ГМТ-транспорта, и решить их может только государство, уверяют предприятия. Например, это касается машин, работающих на сжиженном природном газе (СПГ). Для этой техники нет многих госстандартов по производству, сервису, заправке, не сертифицированы мощные газовые двигатели, перечисляет Рафаэль Батыршин, гендиректор АО «РариТЭК Холдинг» (производство, сервис и продажа газомоторной техники). Компания восемь лет пытается решить эти вопросы, но не очень успешно.
Другая проблема — нехватка оборотных средств на расширение производства, объясняет Сергей Бардаковский, замдиректора департамента торговли ООО «Меркатор Холдинг». В 2021 году компания выпустила только семь единиц спецтехники на газовых шасси, в 2022-м — три, в 2023 году заключила контракт на изготовление 34 единиц. «Меркатор» мог бы нарастить производство до 100 штук в год, но для этого нужно купить по предоплате газовые шасси у единственного в РФ производителя — «КамАЗа». А на это нет денег.
Кроме того, поставщики дольше производят узлы для ГМТ-техники, чем для дизельной. В результате у «Меркатора» на изготовление газовой машины уходит 28 недель — против максимум 12 недель для дизельной. «Заказчики не готовы так долго ждать», — говорит Бардаковский.
Проблему можно было бы решить с помощью льготных кредитов примерно по 2 млрд рублей в год, но такой возможности сейчас нет.
Участники рынка надеются, что федеральное правительство одобрит концепцию «Газпрома», иначе газомоторный транспорт в РФ по-прежнему будет развиваться в основном за счет кустарной переделки.