Электроавтомобили в России: история и перспективы
Одной из популярнейших тем в автомобильной среде является выпуск электроавтомобилей. Создание этого вида транспорта прошло длинный путь развития, но бурный интерес и рост получило за последние десятилетия. Сейчас в мире зарегистрировано около 13 миллионов электромобилей без учета электробусов. Несмотря на то, что в России производство электротранспорта сильно отстает от зарубежных конкурентов, в его развитии видится положительная динамика.
История создания электромобилей в России относится еще к имперским временам. В 1899 году на петербургской фабрике Акционерного общества постройки и эксплуатации автомобилей «Фрезе и К°» был выпущен первый электромобиль конструкции И.В. Романова. С того времени была еще не одна попытка создать отечественный электромобиль. Например, в 1976 году был создан автомобиль ВАЗ-2801 с никель-цинковым аккумулятором, а в 2013 году один из первых на li-ion аккумуляторах автомобиль ВАЗ-1817 ELLADA. К сожалению, высокий вес аккумуляторов и цена в те годы не смогла позволить их запустить в серийное производство.
Одним из сдерживающих факторов развития электроавтомобилей всегда была высокая стоимость аккумуляторов и недостаточно развитая зарядная инфраструктура. С момента выпуска первых электромобилей в России произошли значительные улучшения в этих областях. Правительство активно поощряет развитие собственных производителей электромобилей и зарядных станций, как прямыми инвестициями, так и стимуляцией спроса покупателей – программы льготного автокредитования и лизинга, субсидирование НИОКР, механизмы СПИК и многое другое.
Развитость электрозарядной инфраструктуры играет одну из ключевых ролей в удобстве использования электромобилей. Идет активное внедрение как централизованных ЭЗС в городах, так и частных в различных торговых центрах, бизнес-парках и т.п. На сегодняшний день установлено более 1900 ЭЗС по России. При этом рост спроса на них имеет взрывной характер – до конца 2024 года ожидается постройка 9400 ЭЗС, а до конца 2030 года аж 72000 ЭЗС.
Последние два года сильно активизировались российские производители электромобилей. Наиболее известные - Evolute, «Москвич», «Автотор», «СпецАвтоИнжиниринг», «Электромобили Мануфэкчуринг Рус», АвтоВАЗ и Группа ГАЗ. В 2023 году автопроизводители России планируют суммарно выпустить более 18000 электромобилей. Так как ведется активная государственная поддержка, то для всех производителей важно иметь максимально локализованный продукт. На сегодняшний день в основном преобладает крупноузловая сборка. Но это не означает, что работа над локализацией всех узлов и компонентов не ведется.
Одной из важнейших частей любого электромобиля является аккумуляторная батарея. Есть различные системы построения аккумуляторов для таких автомобилей, наиболее популярная это литиевые аккумуляторы. К примеру, по данным Европейской ассоциации хранения энергии, в Европе 57% всех литиевых аккумуляторов это электромобили. В России всего несколько компаний занимающихся разработкой таких аккумуляторов, а производителей еще меньше. ООО «Эдванст Энерджи» как раз являются и производителем и разработчиком в сфере тяговых АКБ.
ООО «Эдванст Энерджи» рассказали о своих разработках в этой отрасли.
Мы давно и успешно создаем литиевые аккумуляторы для различной специальной электротехники – гольфкары, тягачи, погрузчики и тому подобное. Разработали тяговую аккумуляторную батарею для электроболида до 500 кг, установившего рекорд скорости на льду Байкала.
Поэтому развитие в теме электротранспорта для дорог общего пользования является для нас одним из ключевых направлений развития.
В прошлом году мы обрели партнера в лице АО «СпецАвтоИнжиниринг» (бренды NEXTelectro, SAEnergy) и начали совместную проработку аккумулятора для одного из производителей грузовиков. При проектировании батареи были рассмотрены несколько вариантов электрохимических систем - NMC и LiFePO4. Решили остановиться на LiFePO4 как основном типе. Выбор обоснован стабильностью данной электрохимической системы. Для коммерческих грузовиков и городских такси оптимальным является пробег на одном заряде от 150 до 250 км. В пересчете на электроэнергию - это от 40 до 60 кВт*ч. Первая партия тестовых аккумуляторных батарей была изготовлена из серийно выпускаемых АО «Энергия» ячеек ЛИП-100. Инженеры АО «СпецАвтоИнжиниринг» разработали общую конструкцию, электронные узлы, систему подогрева и BMS, оптимально подходящие для заданной техники. ООО «Эдванст Энерджи» обеспечили техническое сопровождение в производстве аккумуляторных батарей.
Первая произведенная партия АКБ предназначена для проверки всех параметров в условиях реальной эксплуатации. На сегодняшний день LCV фургон с аккумулятором SAEnergy уже имеет пробег на дорогах Москвы и Московской области более 3500 км. Минимальный запас хода загруженного авто составляет 150 км на одном заряде. При этом конструкция техники допускает установку дополнительного аккумулятора, что позволяет удвоить запас хода.
Аккумуляторные батареи SAEnergy с ячейками производства АО «Энергия» будут первыми в России проходить сертификацию по международным стандартам безопасности ЕЭК ООН 100.
Потенциал развития электротранспорта в России колоссален, и экспоненциальный рост спроса служит отличным стимулом к развитию локальных производителей. АО «Энергия» и ООО «Эдванст Энерджи» принимают самое активное участие в этом процессе.