29 ноября 2022 14:24
читать 7 минут

Электрические "Москвичи" останутся в Москве

Московский автомобильный завод «Москвич» до конца этого года выпустит 200 электромобилей «Москвич 3е». В 2023 году — 20 тысяч таких машин, потом будет производить по 25 тысяч ежегодно. В 2025 году мэрия Москвы, которой принадлежит завод, собирается перейти на производство электромобиля, сделанного только из отечественных деталей. Планы электрофикации вызывают сомнения: отсутствующая инфраструктура делает электромобили экзотикой в регионах.

Локализацию начнут с резины

В 2023 году завод «Москвич» выйдет на объём локализации, который был у предприятия, когда им владел концерн Renault, заявил 28 ноября заместитель мэра столицы Максим Ликсутов.

«Часть кузовных деталей будем делать здесь, будем закупать российскую резину. Каждый год — максимальная локализация компонентов», — сказал Ликсутов.

До конца этого года с конвейера завода сойдёт 600 автомобилей. В следующем году — 50 тыс. новых автомобилей. На московском заводе с 23 ноября выпускаются две модели: кроссовер с двигателем внутреннего сгорания «Москвич 3» и электромобиль «Москвич 3е». Продажа первых машин начнётся в декабре. Часть автомобилей пойдёт на обновление парка каршеринга (в первую очередь в Москве и Московской области).

В одобрении типа транспортного средства указан технологический партнёр завода — ПАО «КАМАЗ». В документах речь идёт о выпуске китайского внедорожника JAC JS4 (в российской версии «Москвич 3») и его электрической версии — JAC iEVS4 («Москвич 3е»).

«Москвич 3е» оснащён китайским электромотором DY Power Technology мощностью 68 л.с. и тяговой батареей Sinoev Technologies ёмкостью 187 А·ч. Запас хода на одном заряде составляет 410 км.

Кому нужны электромобили без зарядки


© Максим Мишин / пресс-служба мэра и правительства Москвы

Эксперты не видят широких перспектив у электроавтомобилей в России. Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр сомневается в спросе на машины с электрическим двигателем — без сети заправок они бесполезны даже при относительно недалёких поездках. Обеспечить появление значительного количества зарядных станций, вероятно, сможет только мэрия Москвы.

«Электромобилями будут пользоваться потребители, назначенные для этого государством, добровольцев среди покупателей будет мало, поскольку возможность зарядки есть далеко не у каждого», — сказал MASHNEWS Ян Хайцеэр.

Согласен с такой оценкой ситуации и руководитель общественного центра «Автомобилист» Максим Едрышов. По его мнению, для электромобилей в нашей стране совершенно нет инфраструктуры, что не стимулирует продажи.

«Если мы посмотрим статистику агентства »Автостат«, за 10 месяцев в стране было продано 2090 электромобилей. Конечно, можно оптимистически говорить про то, что это рост на 34% по сравнению с прошлым годом. Но если посмотреть на весь остальной мир, то мы, мягко говоря, немного отстаём. В Китае за полгода было продано 1,5 млн электромобилей. Если мы возьмём рынок, схожий с нашим, французский, допустим, то во Франции продали за девять месяцев этого года 172 тыcяч подобных автомобилей, т.е. во много раз больше, чем у нас», — объяснил MASHNEWS Максим Едрышов.

Существует принятая Правительством РФ программа, по которой 1 млрд рублей должен быть выделен на строительство электрозаправок в городах, они должны располагаться в спальных районах и на трассах. «Но всё это пока существует исключительно на бумаге», — говорит Едрышов.

Стоимость быстрого зарядного терминала, который за 20–30 минут заряжает электромобиль, начинается от 2 млн рублей.

Китайское — значит хорошее


© Максим Мишин / пресс-служба мэра и правительства Москвы

Партнёрство с китайским автопромом не вызывает опасений у экспертов. Руководитель общественного центра «Автомобилист» Максим Едрышов отмечает положительную динамику в развитии автопромышленности КНР.

За последние несколько лет китайские автопроизводители сделали огромный прыжок в развитии, говорит Едрышов. Во-первых, производителей автомобилей в Китае очень много. Нам известны лишь 15–20. Во-вторых, Китай сделал очень большой шаг вперёд по качеству автомобилей и электроники для них. В некоторых китайских марках есть все премиум-опции, которые раньше могли предложить только Land Rover и Jaguar.

«Китайцы очень сильно выросли по качеству автомобиля в целом. Если раньше считалось, что их машины покупать нельзя, потому что они будут постоянно ломаться, то сейчас на некоторые китайские модели предлагают гарантию семь лет. На мой взгляд, это главный показатель того, что сам производитель уверен в своей продукции», — отмечает эксперт.

Зачем «Москвичу» железная дорога

Странным кажется специалистам решение правительства Москвы построить недалеко от завода «Москвич» специализированный транспортно-логистический центр «Южный порт». В реализации проекта, кроме «Москвича» и правительства Москвы, принимают участие РЖД и КАМАЗ. «Южный порт», по замыслу проектировщиков, должен разгрузить дорожную сеть вокруг «Москвича» и на Волгоградском проспекте.

Ян Хайцеэр полагает, что логичнее было бы вынести производственные мощности завода за границы Москвы, а в историческом квартале АЗЛК оставить лишь конструкторское бюро.

Прежние владельцы завода (ЗАО «Рено Россия»), выпуская 188 тысяч автомобилей в год, обходились без транспортно-логистического центра и даже не задумывались о нём.

Комментируя планы РЖД построить ветку от завода «Москвич» до «Южного порта», Ян Хайцеэр заметил: «Это более, чем странно. Если мы следуем логике, то это неправильно тянуть железнодорожную ветку в восьми километрах от Кремля. Но если рассматривать это как акт возмездия российского автопрома мировому, то можно и так сделать».

СПРАВКА MASHNEWS:
Официальные цены на электрический «Москвич 3е» не названы. Предполагается, что он будет стоить порядка 3 млн рублей, но на него будет действовать скидка 35% (не более 925 тыс. руб.).

Андрей Герман для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: