Электрическая «Нева»: многомиллиардный проект закрыт
Проект электромобиля e-Neva, который был почти готов к запуску, поставлен на паузу, а вероятнее всего остановлен навсегда. О «паузе» заявил вице-премьер Денис Мантуров. Почему e-Neva получила отставку, а схожий с ней Atom – зеленый свет? Разбирался Mashnews.

«Аурусы» вместо кроссовера
Несмотря на колоссальные инвестиции, очередной российский электрокар, который планировалось запустить в производство уже в следующем году, отправлен в утиль. Вице-премьер Денис Мантуров отметил, что у холдинга «Алмаз-Антей», который был занят разработкой «Невы», есть другие, более важные задачи.
«Сейчас мы поставили его на паузу, имею в виду приоритетность тех основных задач, которыми сегодня занят «Алмаз-Антей». Поэтому на паузе», - заявил 18 июня в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Денис Мантуров. Двойных трактовок, считают эксперты, быть не может: «пауза» значит «конец».
Напомним, «Нева» должна была стать не отдельной моделью, а целым брендом, в рамках которого предполагалось выпускать кроссовер, развозной фургончик и машину с гибридной силовой установкой. Правда, все ограничилось кроссовером. К работе над ним «Алмаз-Антей» приступил на мощностях Обуховского завода в 2019 году и спустя два года показал первый образец автомобиля. Заявленная мощность – 435 л.с., разгон до сотни – 3-4 секунды (данные разнятся), дальность хода – более 450 км.
Стоить автомобиль должен был 4 млн рублей. Одна только разработка его концепции обошлась в 70 млн рублей – даже эти цифры официально скрыты, и о полной сумме затраченных средств можно лишь догадываться.
Интересный момент: Обуховский завод занят выпуском зенитных комплексов и к производству легковых автомобилей отношения не имеет. «Неву» собирались выпускать на бывшей площадке Toyota в Шушарах. Но вместо этого там будет налажено производство премиальных Aurus.
Непрофильный актив
В случае с e-Neva, все происходящее – лишь вопрос приоритетов, уверен главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин: «Что сейчас больше нужно «Алмаз-Антею» - очередной компактный электромобиль, каких уже было достаточно, или большее насыщении армии своей продукцией? Ответ очевиден». Впрочем, дело не только в СВО.
К проекту «Нева», как и к «Атому», с самого начала было много вопросов. Во-первых, по какой причине разработкой и выпуском легкового электромобиля решили заняться люди из военного холдинга? «Видимо были какие-то свободные инженеры, свободные производственные мощности и перспектива инвестиций в этот сектор», - рассуждает Максим Ракитин.
«Этот актив для «Алмаз-Антея» не был профильным, - излагает свою точку зрения эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - Думаю, проект в целом затевался для того, чтобы обосновать свои претензии на получение контроля над бывшим заводом «Тойоты» в Санкт-Петербурге. Необходимо было разъяснить, почему автомобильное предприятие следует передать под контроль «Алмаз-Антея», и пожалуйста: мы будем производить отечественный электромобиль».
Нет спроса, нет комплектующих, нет смысла
Второй вопрос: насколько велика была доля локализации «Невы»? Официальных комментариев нет, и несложно предположить, что вся начинка «прорывного отечественного электрокара» была китайской. «Наиболее значимая разница между «Невой» и «Атомом» - это заявленная готовность е-Невы выйти не только в чисто электрическом, но и в гибридном варианте, - отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. - Было бы интересно посмотреть на гибридный образец. В России доля заряжаемых гибридов примерно равна доле «чистых» электромобилей, что нетипично (как правило, доля «чистых» электромобилей – 60-70%). Это говорит о заинтересованности российского потребителя в этом сегменте электрического авторынка».
Вместе с тем, признает эксперт, у нас уже есть гибриды, выпускающиеся на территории России, а емкость рынка исчезающе мала по сравнению с традиционным сегментом автомобилей, «поэтому для нового производителя просто не нашлось бы места».
«У покупателей изначально негативные установки по отношению к «зеленым» автомобилям, по этой причине рынок становится еще меньше, - согласен с коллегой Игорь Юшков. – Плюс к этому есть вопрос себестоимости: у нас в стране отсутствует полный цикл производства электрокаров. Все машины подобного типа, выпускаемые в России, так или иначе собираются из китайских компонентов. А в Китае индустрия выстроена так, что дешевле привезти сюда готовый электрокар, чем собирать его здесь по полному циклу».
«Атом» на очереди?
Рынок сбыта – отдельный вопрос, и это еще одна из причин потенциального краха «Невы». Продажи электромобилей идут на спад в течение всего 2025 года: дорого, непопулярно, не хватает инфраструктуры, за Уралом и на Крайнем Севере – просто неактуально. А в Москве идет тренд на закрытие зарядных станций на территории крытых паркингов и торговых центров по причине пожаробезопасности.
«Вероятно, изначально были планы, определенные договоренности – пересадить часть чиновников регионального уровня на эти машины, заключить партнерство с крупными каршеринговыми компаниями и таксопарками. Но даже путем лоббистских усилий и даже такой большой корпорации как «Алмаз-Антей» это оказалось не по силам: никакое министерство, никакой регион, никакие власти не хотят получить в качестве оброка автомобиль, с которым может возникнуть куча проблем, в том числе с его обслуживанием», - утверждает Игорь Юшков.
К тому же, инвесторов у проекта не нашлось, все работы «Алмаз-Антей» проводил за собственный счет. Как видно, благополучному запуску препятствовал целый комплекс проблем, и события 2022 года стали далеко не единственной причиной, по которой военно-промышленный холдинг вынужден был отказаться от сомнительного стартапа.
Будущего у «Невы» нет, единогласно говорят эксперты. Единственный вариант – если вдруг найдется желающий «перекупить» дизайн уже почти готового кроссовера. История повторяется. Е-мобиль, e-Neva, Zetta, Lada Ellada, «Монарх»… Кто следующий, «Атом»?
СПРАВКА MASHNEWS
Концерн «Алмаз-Антей» создан в 2002 году. Объединяет заводы, НПО, конструкторские
бюро и исследовательские институты. Сейчас в холдинг входит более 60
предприятий из 18 регионов. «Алмаз-Антей» выпускает системы ПВО, навигаторы ГЛОНАСС, автоматизированные системы управления воздушных движением и др.