15 апреля 2025 16:31
читать 10 минут

Эксперты о падении цен на нефть: добывать можно и при $15-20 за баррель

Резкое падение стоимости нефти вызвало волну обсуждений, как российская экономика справится с недополучением нефтегазовых доходов. И нужен ли будет «теневой флот», если цена уже опустилась ниже установленного для российского сырья «потолка».

Стоимость российской нефти Urals, по данным международного ценового агентства Argus, с начала апреля упала на 14-16% (9 апреля она опустилась ниже $50 за баррель впервые с июня 2023 года). В федеральном бюджете на 2025 год заложена базовая цена $69,7, и, если период низких цен затянется, страна может недополучить 2,5% запланированных доходов – более триллиона рублей, прогнозируют в Bloomberg Economics. Опрошенные Mashnews эксперты расходятся во мнениях о том, как долго продлится спад, однако уверены, что к коллапсу в российской экономике он не приведет.

Трамп должен решить – бурить или ронять цены

Торговая война, развязанная президентом США Дональдом Трампом, ухудшила прогнозы роста мировой экономики и объема грузоперевозок, обрушив цены на нефть. Организация стран—экспортеров нефти (ОПЕК) в своем апрельском отчете уже понизила прогноз роста спроса на «черное золото» в этом году – на 150 тыс. баррелей в сутки. Аналогичное снижение прогнозируется и в 2026 году.

На фоне общего охлаждения мирового спроса страны ОПЕК+ начали с апреля увеличивать добычу. Растет предложение и вне альянса. Это усилит профицит сырья на рынке, особенно к четвертому кварталу 2025 года, способствуя снижению цен, считает директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

По его мнению, если отложенные на 90 дней масштабные пошлины Трампа в итоге не будут введены, цены на эталонные сорта нефти типа Brent останутся в диапазоне $60-65 за баррель. Но если США реализуют обещанную политику пошлин, нефть может подешеветь до $50 за баррель. Плюс добавляет неопределенности ситуация вокруг ядерной сделки с Ираном. Возможное ухудшение отношений РФ и США также грозит новыми ограничениями для российских энергоресурсов и, как следствие, может вернуть цены к $70-80 за баррель.

«То есть все зависит от фактического снижения предложения нефти на рынке, что сложно предугадать», - пояснил Алексей Белогорьев.

Период низких цен на нефть вряд ли затянется надолго, полагает заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО Игбал Гулиев. Хотя американский лидер и заявлял о намерении уронить цены на нефть, ему придется учитывать интересы нефтегазовых компаний внутри собственной страны.

«Трамп выступал с лозунгом «Drill baby drill» («Бури, детка, бури»), но при низких мировых ценах на нефть увеличивать добычу внутри страны американским компаниям не представляется возможным. Получается, что одна политика противоречит другой. Поэтому затяжного периода условно низких цен на нефть мы не будем наблюдать», - прокомментировал собеседник Mashnews.

Ранее американские аналитики уже предупреждали о том, что падение стоимости нефти марки WTI до уровня $50 грозит сокращением числа буровых установок и снижением добычи.

«Добыча сланцевой нефти США рентабельна только при цене выше 50-60 долларов. Поэтому американцам дальнейшее снижение тоже не выгодно», - подчеркнул президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль.

Если же нефть на мировом рынке продолжить дешеветь, ОПЕК может сократить добычу, отрегулировав таким образом предложение, добавил эксперт.

Нефтяникам нужно работать эффективнее

Обвал мировых рынков и падение цен на нефть, конечно, негативно скажутся на российской экономике, но коллапса не произойдет, уверены собеседники Mashnews. Нефтяная отрасль РФ имеет хороший запас прочности и сможет адаптироваться к условиям низких цен.

«Себестоимость добычи нефти в России сильно разнится по регионам, месторождениям и компаниям, но в целом она достаточно низкая. Наибольшую долю в цене нефти занимают фискальные платежи. А добычу можно вести, хоть и с низкой рентабельностью, даже при $15-20 за баррель», - говорит Алексей Белогорьев.

По мнению Генадия Шмаля, российская экономика имеет необходимые резервы, чтобы выдержать ситуацию с дешевой нефтью «столько, сколько потребуется».

«Были времена, когда цена падала до 10-12 долларов за бочку, и никаких трагедий не произошло. Конечно, это повлияет на работу компаний и их финансовое состояние. Ситуация и без того сложная, учитывая высокую ключевую ставку Центробанка. Тем не менее, не вижу оснований для какой-то паники или беспокойства», - пояснил глава отраслевого союза.

Однако, по его словам, в этих условиях нефтяникам нужно искать способы сокращать расходы.

«За последние несколько лет американцы снизили стоимость бурения примерно в 3-4 раза, а у нас за это время она, наоборот, стала в 2-3 раза выше. Отсюда вопрос, насколько эффективно мы работаем в плане бурения. Я считаю, что сегодня, как никогда, вопросы эффективности добычи выходят на первый план. Чтобы можно было укладываться в те цены, которые есть», - отметил Генадий Шмаль.

Параллельно отечественным нефтяникам следует осваивать новые рынки сбыта – прежде всего, Африку и Латинскую Америку, считает эксперт.

Одна из главных проблем для российского бюджета – не столько падение цен на нефть, сколько укрепление рубля на этом фоне.

«В предыдущие периоды снижения цен ситуация была обратной. Если относительно низкие цены на нефть закрепятся, а скорее всего именно так и произойдет, то первое, что нужно делать с точки зрения балансировки бюджета – это снижать курс рубля, чтобы увеличить рублевые доходы в казну», - считает Алексей Белогорьев.

Однако серьезного урона российской экономике сложившаяся ситуация не нанесет, считает заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

«Речи о какой-то нестабильности государственных финансов не идет. Наш бюджет не зависит от цены на нефть. Он зависит от количества рублевых поступлений, которые регулируются и ограничениями, и курсом – есть целый ряд инструментов, позволяющих выровнять эту ситуацию», - подчеркнул эксперт.

Флот вышел из тени, но радоваться рано

Позитивный «побочный эффект» падения цен – подешевевшая российская нефть перестала попадать под санкции. В 2022 году страны «Большой семерки» (G7) установили для нее «ценовой потолок» в $60, и чтобы продавать сырье дороже, экспортерам приходилось использовать так называемый «теневой флот». Однако теперь, когда Urals стоит меньше указанной цены, возить ее можно обычными танкерами, принадлежащими западным компаниям или застрахованными ими. По данным агентства Bloomberg, в начале апреля доля морских перевозок российской нефти западными судами выросла уже до 43%. Соответственно, у нефтяников сокращаются издержки, связанные с фрахтом и страхованием грузов. Однако это все равно не перекрывает ценовых потерь.

Евросоюз уже обсуждает идею «плавающего ценового потолка», который будет снижаться вместе с котировками нефти. В любом случае, рассчитывать на отмену санкций вряд ли стоит, считают эксперты.

«Не думаю, что «Большая семерка» отменит этот «потолок цен» в ближайшее время. Да, сближаются позиции России и США по различным геополитическим вопросам, не принимаются дополнительные санкции в отношении российского топливно-энергетического комплекса, но об отмене существующих ограничений говорить еще рано», - отметил Игбал Гулиев.

Более того, если РФ и США не договорятся по вопросу урегулирования украинского конфликта, Трамп может резко усилить давление на российский экспорт.

«Это вряд ли будет особо эффективно и приведет к какому-то обвальному снижению российского экспорта нефти и нефтепродуктов – как не приводило и ранее. В стоимостном выражении, если будет сильное давление, то это может привести к росту цен на эталонные сорта – особенно если параллельно будет усиливаться давление на Иран», - пояснил Алексей Белогорьев.

Инициаторы санкций должны помнить, что их действия «бьют» не только по России. Существующая турбулентность на рынке может привести к глобальным энергетическим проблемам.

«Я думаю, что мы на пороге каких-то новых договоренностей. Никто не хочет жить в состоянии постоянной неопределенности. Инвестиционный цикл в проектах ТЭК составляет 5-10 лет, а в таких условиях, как сейчас, инвестиции будут падать, и мы можем вообще оказаться без источников сырья и с высокими ценами на нефть. Поэтому никакие меры типа «потолка цен» вообще не должны предприниматься, если люди понимают, что без нефти и газа мы никуда не двинемся», - резюмировал Дмитрий Гусев.  
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!