Эксперт объяснил, почему жалуется «РусГидро»
Проблема угольного ценообразования в России до сих пор не решена, заявил Mashnews завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, комментируя заявления председателя Госдумы.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин 28 февраля заявил, что производители электроэнергии в РФ вынуждены покупать российский уголь дороже, чем иностранные контрагенты.
Проблема вскрылась после обсуждения деятельности «РусГидро» на Дальнем Востоке. Mashnews.ru попросил эксперта в сфере энергетики объяснить, почему сложилась такая ситуация с ценами.
Проблема дорогого угля для российских энергетиков действительно существует, причем давно, примерно с 2014-2015 гг., рассказывает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
«И сталкивается с этой проблемой не только «РусГидро», - подчеркивает эксперт.
Всем компаниям, владеющим угольными электростанциями, приходится решать вопрос: как определять цену на уголь? Угольщики (включая крупнейших производителей) предлагают ценообразование на основе формулы экспортного нетбэка. То есть отсчет от цены на базисе поставки импортера (чаще всего это Китай), за вычетом транспортных издержек и пошлин.
Кондратьев отмечает, что для генераторов это приводит сразу к двум проблемам. Первая заключается в том, что при существенных изменениях валютного курса его колебания транслируются в цену угля. Вторая - фактическое следование цен для российских генераторов за мировым рынком.
«Это не страшно, когда цены стабильны, но при резких колебаниях на мировом рынке, генераторы могут выбиться из бюджета», - говорит эксперт.
Особенно это важно для «РусГидро», работающей на Дальнем Востоке. Дело в том, что Дальневосточный ФО не является ценовой зоной, и генератор не может повысить цену на оптовом рынке просто потому, что у него выросли затраты на топливо. Производители электроэнергии вынуждены действовать в рамках тарифных решений, утвержденных Федеральной антимонопольной службой, а значит при незапланированном росте стоимости угля у генератора возникают убытки.
«Разговор о том, чтобы перейти к иным принципам ценообразования, идет достаточно давно, - рассказывает Сергей Кондратьев. - Обсуждаются различные варианты, такие как заключение долгосрочного контракта по фиксированной цене, или привязка не к экспортным ценам, а каким-то внутрироссийским индикаторам. Но пока этот вопрос так и остался нерешенным».