Экосистема поставщиков и больше денег. Глава ОСК намекнул сенаторам на большие реформы
Гендиректор «Объединенной судостроительной корпорации» Андрей Пучков 23 января выступил перед Советом Федерации с докладом о стратегии компании, говорил о необходимости трансформации рынка. Кроме стандартных пассажей о необходимости увеличения госфинансирования от Пучкова прозвучали призывы к государству пересмотреть принципы распределения бюджетных средств в судостроении.
Системный перезапуск
В самом начале доклада глава «ОСК» Андрей Пучков подчеркнул, что презентует сенаторам не готовую стратегию, а «скорее размышления о том, куда мы идем». Он отметил, что для выработки и окончательного утверждения стратегии потребуются дополнительные консультации с федеральными органами власти. Масштаб «ОСК» на сегодня таков, что компания занимает 80% судостроительной отрасли и получает 95% гособоронзаказа, а в состав корпорации входит не только 40 верфей, конструкторских бюро и судоремонтных заводов, но задействованы более 100 тысяч работников. Стратегия предприятия таких масштабов во многом определяет судьбу всего рынка, в первую очередь опираясь на политику своего главного акционера — государства Российская Федерация.
По словам Пучкова, потребность в строительстве гражданских судов до 2035 года оценивается по разному - от 780 штук по консервативному прогнозу до 2,3 тысяч в оптимистичном для корпорации сценарии.
ОСК, считает Пучков, в состоянии выйти на показатели строительства 600-750 судов до 2035 года, если уровень господдержки вырастет с 8% до 30% от себестоимости строительства каждого судна. Вместе с тем, предприятию потребуется перейти к новому технологическому укладу, серьезно модернизировать мощности и более эффективно организовать производство.
«У нас в рамках закупочных процедур, которые есть по 44 или 223 федеральным законом, они структурированы таким образом, что мы расторговываем все пакеты на каждое конкретное судно, и это фактически в нынешних условиях не дает нам возможности выстраивать долгосрочные цепочки в работе между судостроителями и поставщиками ключевого комплектующего оборудования. Потому что просто сама тендерная процедура в ее линейной реализации не может гарантировать тому или иному поставщику оборудования, что у него окажутся долгосрочные взаимоотношения с верфью. А мы, с другой стороны, не имея гарантированных заказов на длительную перспективу, не можем соответственно такие длинные конструкции в отношениях поставщиков иметь. Поэтому здесь нужно думать о том, каким образом вот эту связку долгосрочную «судостроитель - поставщик» можно было бы в том числе с регуляторной точки зрения реализовать», - отметил гендиректор ОСК.
Эту проблему, по его мнению, могла бы решить «экосистема поставщиков», то есть список компаний, с которыми у ОСК будут закрепленные долгосрочные взаимные обязательства «судостроитель — поставщик», и которые будут привлекаться ко всем закупкам с госучастием.
Пучков видит и другие полезные для судостроения меры:
- - господдержка спроса,
- - участие государства в инфраструктурном перевооружения верфей,
- - масштабирование существующих программ импортозамещения,
- - приход к гарантированной маржинальности госзаказа в судостроении.
Фактически гендиректор «ОСК» обрисовал контуры и направления для системного перезапуска гражданского судостроения.
Кому выгодны изменения правил закупок
С тезисом о необходимости перехода к схеме с «экосистемой поставщиков» соглашаются представители профильного бизнеса. Например, владелец и генеральный директор петербургского ООО «Морские комплексные системы» (МКС) Павел Зубков считает предложение о создании экосистемы поставщиков на рынке госзаказа отечественного судостроения правильным.
«На тендеры регулярно проникают недобросовестные компании, которые потом банкротятся и ликвидируются или просто не могут произвести качественную продукцию и уложиться в заявленные сроки. Это приводит к большим убыткам верфей, при том, что тендерные процедуры и так длятся месяцами, иногда год и дольше, а, чтобы в них участвовать, приходится пройти кучу сертификаций и прочих бюрократических препон. Реальных производителей можно по пальцам пересчитать, а посредников - тысячи. Я был в Южной Корее, где одни из крупнейших в мире верфей - у них выбраны поставщики, и верфи работают все время с одними и теми же. Это мировой опыт», — рассуждает Павел Зубков.
Юристконсульт военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Никита Чекин подтвердил, что существует теоретическая возможность для отказа от прежней схемы. По его словам, чтобы «не расторговывать пакеты на каждое конкретное судно», ОСК «стоит попробовать расширить и конкретизировать положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок».
Необходимо, считает Никита Чекин, «предусмотреть формат долгосрочной закупки таким образом, чтобы не нарушались установленные законодательством о закупках принципы, не образовывая при этом монополию».
Изменения правил госзакупок могут выгодны всем участникам процесса — и государству, и ОСК, и подрядчикам, добавляет гендиректор «Морских комплексных систем». По его мнению, гораздо меньшие страны продают всему миру свои суда и оборудование, в то время как РФ пока может продавать только на внутреннем рынке, потому что из международных игроков никто ничего не покупает.
«Дружественные Китай и Индия предпочитают пользоваться судами собственного производства. Исключение составляют военные корабли, но и их закупки снизились до минимума. Судостроительный рынок России маленький, поэтому каждого поставщика надо выращивать, как цветок, чтобы он развивался, рос - тогда появятся собственные ноу-хау, разработки, опережающие импортные аналоги. У нас же производители вынуждены, едва выживая, бороться с импортом и посредниками. Вот для чего необходима экосистема поставщиков, и я очень рад, что это видит новое руководство ОСК», - говорит бизнесмен.