Экономика созрела: цифровая зрелость промпредприятий вышла на 44%
Уровень цифровой зрелости промышленных предприятий России, по оценке Правительства РФ, достиг 44%. Рост этого показателя пока впечатляет. Напомним, что в 2021 году он был на уровне 35%. Но не сорвутся ли планы на этот год с учётом сложной международной обстановки? MASHNEWS спросил об этом у экспертов.
Цифровая зрелость может оказаться слабостью
Прежде всего разберёмся с понятиями. Как отметил руководитель компании «Рексофт Консалтинг» Андрей Скорочкин, «цифровая зрелость» — термин, ставший распространённым, но единого определения у него нет. Как правило, речь идёт об уровне автоматизации, в широком смысле — от промышленной автоматизации до ERP (планирование ресурсов предприятия) и функциональных систем.
«Следует оценивать компанию по уровню проникновения цифровых технологий — уровень автоматизации, использование данных и аналитики, наличие цифровых продуктов. И в целом систему управления — новая гибкая операционная модель, процессное управление», — считает собеседник.
Андрей Скорочкин, руководитель компании «Рексофт Консалтинг»
Ситуация с цифровизацией в целом в российской экономике, по его словам, сейчас достаточно сложная, с учётом ограничений на технологии и массовой заменой импортных решений на отечественные и «западно-независимые».
«Думаю, уровень цифровизации сильно не вырастет, скорее, будет меняться структура цифрового ландшафта. При этом надо учесть, что цифровая зрелость, если она основана на западных решениях, сейчас может стать больше слабостью, чем преимуществом», — сказал эксперт.
Ландшафт IT-решений в РФ изменится
В свою очередь Дарья Зубрицкая, директор по маркетингу и коммуникациям компании «Ракета», цифровой платформы для организации командировок и управления расходами, считает, что зрелое в цифровом смысле предприятие использует современные диджитал-технологии для продвижения, коммуникации с клиентами, организации продаж и управления внутренними бизнес-процессами.
Дарья Зубрицкая, директор по маркетингу и коммуникациям компании «Ракета».
Чтобы добиваться цифровой зрелости, отечественным компаниям, по мнению Дарьи Зубрицкой, следует внедрять на практике такие опции, как гибкая цифровая инфраструктура предприятия, эффективное цифровое управление данными, цифровая экосистема в компании и др. В зрелых с цифровой точки зрения компаниях с помощью этих новых возможностей стремятся получить конкурентное преимущество.
«Возможно, показатель диджитал-зрелости в текущем году изменится, но не слишком кардинально. Здесь скорее поменяется ландшафт IT-решений для развития цифровой зрелости с учётом импортозамещения, активного перехода на отечественные решения», — сделала она прогноз на будущее.
Три кита диджитал-зрелости
А вот по мнению Антона Алексеева, гендиректора аэрокосмической корпорации «Новый космос», цифровая зрелость зиждется на трёх китах: информатизация, цифровизация и цифровая трансформация. Сегодня мы объективно на стадии цифровизации в среднем по стране - но разные отрасли по-разному «продвинуты». Ярким примером может быть сравнение лидеров и аутсайдеров - нефтехимические производства и мало цифровизованное сельское хозяйство; в государственном секторе - оказание услуг через прогрессивные МФЦ и недостаточно автоматизированную работу военкоматов.
Антон Алексеев, гендиректор аэрокосмической корпорации «Новый космос»
«Международная обстановка, конечно, повлияет на прогресс базовой информатизации в нашей стране, — считает он. — Нужно время для появления продуктов взамен ушедшего оборудования с российского рынка (например, для сотовых сетей). Но именно на цифровую трансформацию повлияет в меньшей степени — это уже зависит от нас самих».