16 мая 2025 11:38
читать 8 минут

Экологическая катастрофа в зоне СВО: земля заражена литием из аккумуляторов беспилотников

Ежедневно в зоне СВО применяется минимум 10 тыс. дронов.  Они работают на на литий-ионных аккумуляторах. Когда  беспилотник сбивают, почва оказывается заражена литием. Территорию, где проходили боевые действия, придется расчищать самым тщательным образом, говорят эксперты.

Зона отчуждения

Земля вдоль линии боевого соприкосновения заражена литием. Об этом рассказал Дмитрий Рубинштейн, гендиректор АНО «Центр беспилотных систем и технологий» в рамках прошедшего в апреле в Москве форума Expo Electronica.

«У нас экологическая катастрофа: мы насыпали туда литий-ионных батареек 4,5 миллиона [штук] только за три года», — отметил он.

По словам Рубинштейна, ежедневно на СВО с обеих сторон применяется порядка 10 тыс. только FPV-дронов (беспилотник с камерой, которая передает видео оператору в режиме реального времен). В FPV-дронах используются литий-ионные аккумуляторы, компоненты которых при ликвидации беспилотника оказываются на земле.

Типичный FPV-дрон использует литий-ионный аккумулятор емкостью от 1300 до 1800 мАч, содержащий в среднем 0,3–1 грамм лития, обычно около 0,5 г., пояснил директор по проектам АНО «Цифровые платформы» Владимир Зыков. В состав также входят фтористые соединения, органические растворители, никель, кобальт и алюминий.

Павел Камнев, коммерческий директор компании «Лаборатория будущего», приводит другие цифры. По его словам, применяемые в FPV-дронах аккумуляторные батареи содержат примерно три грамма лития. На одном небольшом участке может находится до 50 дронов, то есть около 1,5 килограмма лития, говорит Камнев.

Почему это опасно

«Вред для человека литиевой соли достаточно серьезный: от проблем с щитовидной железой до проблем с сердцем, дыханием», — объясняет Павел Камнев.

Летальная доза для человека начинается от пяти грамм лития. Литий может попасть в организм через продукты, которая будут выращены на фронтовых землях в будущем. «Литий  имеет огромный накопительный эффект в организме, — говорит Камнев. — Понимание, что ты отравлен литием, появится тогда, когда начнется затруднение дыхание, сонливость, боль в сердце. Или при сильной концентрации будет грубеть кожа».

«Литий, в чистом виде, крайне реактивен (то есть легко вступает в химреакции), но даже в связанном состоянии он может образовывать, при разрушении батареи, едкие и токсичные соединения — литий-гидроксид, литий-карбонат, фторидные пары. Они могут наносить разный вред - начиная от отравления водных организмов и нарушения pH почвы», — подтверждает Зыков.

Уже при концентрации 2–3 мг лития на килограмм почвы начинается негативное влияние на растения и микроорганизмы, а 10 мг/кг и выше — критично, говорит Зыков.

Однако эксперт считает, что все не так уж страшно - загрязнение в зоне боевых действий действительно происходит, но оно распределено по большой территории и не равномерно.

«При 4,5 миллионах использованных батарей — это 2–2,5 тонны лития, разбросанных вдоль линии соприкосновения, — продолжает Зыков. — Однако территория фронта — это сотни километров и литий рассеивается, создавая локальные очаги загрязнения».

Реки, протекающие через зону боевых действий, впадают в Черное море. И могут приносить с собой остатки литиевых батарей. Но тут эксперты считают, что особой опасности для людей нет. «Эффект будет малозаметен, вещества будут опускаться на дно, единственный вариант употребить их вместе с рыбой. Но это будет мизерная доля», — говорит Камнев.

Не только литий

Гораздо большие последствия оказывают катионы переходных металлов, также присутствующие в аккумуляторах, рассказал Евгений Александров, директор Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

«Катионы этих металлов способны постепенно накапливаться в организме и вызывать онкологические заболевания», — отмечает Александров.

Сейчас для управления беспилотниками стали активно использовать оптоволокно – тонкие оптоволоконные нити длиной до 40 км. Они тоже остаются на земле.

«Особенно курское приграничье, там все леса и поля усыпаны оптическими проводами, — говорит Павел Камнев. — Для сельхозугодий эти земли в нынешнем виде использовать нельзя. Однако это самые плодородные регионы. Поэтому при обработке этих земель, нужно будет снимать верхний слой грунта и утилизировать его».

Как решить проблему

Пока идут боевые действия, позаботиться о минимизации вреда трудно, считает Камнев. «Отказаться от применения беспилотников нельзя, это один из наиболее эффективных средств поражения живой силы и техники противника», — отмечает он.

Сейчас требуется увеличение дальности полетов беспилотников, а это влияет и на рост емкости и количества литий-ионных батарей. «То есть у нас наблюдается геометрическая прогрессия заражений территорий, — продолжает Камнев. — Альтернативных источников питания у нас нет».

Технологически наиболее близкую альтернативу литию составляет натрий, говорит Александров. «Однако вес таких аккумуляторов существенно выше, поэтому дрон с таким аккумулятором пролетает меньшее расстояние, — поясняет он. — В России есть свои запатентованные (Евгением Антиповым в МГУ) материалы на основе натрия, и в ближайшие несколько лет они будут внедрены в производство. Также цифровой поиск перспективный материалов ведется в СамГТУ (Владислав Блатов). Кроме того, можно использовать  металл-воздушные аккумуляторы на основе магния и цинка».

По мнению Зыкова, полностью предотвратить утечки лития на фронте — невозможно. Но возможно снизить ущерб от использования. «Например, переходить на менее токсичные аккумуляторы (натриевые, алюминиевые, твердотельные), можно создать мобильные пункты сбора обломков дронов, а также вести экологический мониторинг почв и вод», — заключил эксперт.

«Есть еще мины, неразорвавшиеся заряды, территории необходимо комплексно очищать.  Нужно бить тревогу, уже сейчас определить технологии, бюджеты для очистки земель», — считает Камнев.

Антон Рублев

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!