Единственное в России производство борной кислоты приватизируют после национализации
На торги выставлены компании, контролирующие «Дальнегорский ГОК», это единственное в стране предприятие по производству борной кислоты. Год назад оно было национализировано.
В поисках солидного инвестора
Объявление о продаже 100% долей в уставном капитале «Горно-химической компании Бор», «ФинИнвеста», «Научно-производственного предприятия «Силика» и «Радаманта» появилось в системе ГИС «Торги» 3 сентября. А 31 августа правительство России обнародовало распоряжение о продаже компаний в соответствии с законодательством о приватизации.
Стартовая цена лота 2,3 млрд рублей, заявки принимаются до 30 сентября, торги назначены на 9 октября.
Участвовать в них смогут компании, зарегистрированные в России не менее трех лет назад, имеющие в штате не менее 2 тыс. сотрудников, уставной капитал фирм должен составлять не менее 100 млн рублей, консолидированная выручка за три года — не ниже 40 млрд рублей. Кроме того, компании-соискатели должны иметь лицензию на проведение работ, связанных с государственной тайной. Есть требования и к топ-менеджменту, так, директору компании необходимо иметь не менее чем двухлетний опыт руководства стратегическим предприятием.
СПРАВКА MASHNEWS
«Дальнегорский ГОК» ведет свою деятельность с 1959 года, когда на Дальнегорском месторождении в Приморском крае началась добыча датолита, это борсодержащий материал, из которого получают борсодержащий концентрат. На Дальнегорском месторождении сосредоточено 3% всех разведанных мировых запасов бора.
«Дальнегорский ГОК» осуществляет добычу руды, обогащает ее и синтезирует боропродукты, предприятие производит борную кислоту и борный ангидрид. В 2023 году было отгружено 91,8 тыс. тонн продукции на 5.4 млрд рублей. Читая прибыль предприятия по итогам 2023 года составила 1,5 млрд рублей.
Сложные связи
В 2023 году «Дальнегорский ГОК» был национализирован. Арбитражный суд Приморского края признал незаконными сделки по продаже компаний «Радамант» и «Фининвест» и обратил их доли в уставном капитале в доход Российской Федерации. Иск подавала Генеральная прокуратура России.
Сами сделки происходили в 2018 и 2019 годах. Суть пертурбаций была в том, что «Радамант», которая с 2018 года владеет «Дальнегорским ГОКом», перешла в собственность компании «Фининвест». При этом сама фирма «Радамант» принадлежала кипрской АКОО «Эмилтрадо Венчерс ЛТД».
У «Фининвеста» тоже оказались нероссийские корни. Этой компанией владела кипрская «Рэкспол Трейдинг Лимидет», а она принадлежит «Блюрок Партисипэйшн Инк» с Виргинских островов. При этом компания «Рэкспол Трейдинг Лимитед» управляется «Вальтерра Трастис энд Корпорэйт Лимитед», а ее собственница - гражданка Латвии. Как выяснили в Генпрокуратуре, в момент совершения сделок с долями в уставном капитале «Радаманта», владелица фирмы, тесно сотрудничала с Борисом Минцем, миллиардером, основателем инвестиционной компании O1 Group, ныне гражданином Мальты. В России Минца с 2020 года разыскивают следователи по обвинению в растрате.
Генеральная прокуратура, оспаривая сделки по «Дальнегорскому ГОКу», обратила внимание на то, что все мероприятия по получению контроля над этим предприятием, должны были согласовываться с Правительственной комиссией. Но этого сделано не было.
Помимо «Радаманта» и «Фининвеста», в госсобственность перешла и «Горно-химическая компания Бор». Именно под таким названием с 2004 по 2015 годы работал «Дальнегорский ГОК». Затем «Горнохимическая компания Бор» была признана банкротом, а все сотрудники перешли в новую компанию. Сейчас это юрлицо ликвидировано, но еще в 2017 году была зарегистрирована новая «Горнохимическая компания Бор», ее учредителем был «Дальнегорский ГОК». Именно эта компания и перешла в собственность Российской Федерации, с мая 2024 года ею управляют структуры «Росхима» (ранее - «Русский водород»). Также «Росхим» руководит НПО «Силика».
«Росхиму» принадлежит «Стерлитамакский нефтехимический завод», «Березниковский содовый завод», завод «Донбиотех» в Волгодонске, также компании переданы в доверительное управление 47% акций «Башкирской содовой компании».
При этом «Росхим» готов вкладываться в «Дальнегорский ГОК». В июне 2024 года правительство Приморского края и «Росхим» заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого компания выразила готовность инвестировать в модернизацию «Дальнегорского ГОКа» 14,5 млрд рублей до 2028 года. Mashnews направил запрос в «Росхим», на момент публикации материала ответ получен не был.
В узком коридоре
В распоряжении правительства России о приватизации «Дальнегорского ГОКа» прописан целый перечень мероприятий, которые должен осуществить инвестор. В частности, он должен расширить производство, обновить парк транспорта предприятия, закупить новое оборудование на обогатительную фабрику и в производственные цеха. Отдельно подчеркивается, что профиль предприятия должен быть сохранен. Часть работ по модернизации инвестору необходимо произвести в течение двух лет после приобретения предприятия на торгах, полностью же инвестиционные условия должны быть выполнены за пять лет.
«Как раз это позволит избежать недобросовестных покупателей, которые орудовали в российской промышленности в девяностые и нулевые, а также добиться автоматизации и актуализации производства», - сказал Mashnews Александр Табаков, СЕО ГК «ТМГ», Первое промышленное и PR&GR агентство.
По оценкам эксперта, сама национализация предприятия была направлена именно на то, чтобы избежать перетока капитала из России и обеспечить функционирование стратегически важного производства.
«В 2022 году правительство России масштабировало программу господдержки стратегически-важных предприятий. В этот момент ключевые заводы стали получать в большем количестве субсидии, льготные кредиты на расширение, развитие, модернизацию производств. Но справедливо заметить, что финансирование предприятия, основные доли в котором принадлежат западным компаниям, вряд ли целесообразно, ибо средства могут уйти из страны», - считает Александр Табаков.
При нынешней приватизации «Дальнегорского ГОКа» сценарий с кипрскими фирмами, получившими в определенный момент контроль над стратегическим российским предприятием, исключен, поскольку к торгам допускаются только отечественные компании.
«Ни о каком препрофилировании или продаже третьему лицу, не являющемуся стороной инвестиционного соглашения, не может быть и речи. Инвестиционное соглашение четко предусматривает перечень инвестиционных обязательств, если они не будут выполнены, ГОК вернется в собственность государства», - сообщила Mashnews профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко, по просьбе редакции она изучила условия инвестпрограммы для потенциальных приобретателей «Дальнегорского ГОКа».
В самом факте того, что предприятие вначале было национализировано, а сейчас выставляется на торги, эксперт никаких противоречий не видит.
«Изначально национализация - это крайняя мера, направленная на финансовое оздоровление предприятия. Предприятие остается в госсобственности до момента восстановления финансовой устойчивости, затем приватизируется, вырученные средства направляются на оздоровление следующего проблемного предприятия. Такова сложившаяся практика», - отметила эксперт.
Оздоровление с госучастием
«Дальнегорский ГОК» по итогам 2023 года показал самые высокие результаты с 2017 года. Выручка предприятия составила 5,5 млрд рублей, также впервые компания закончила год с прибылью, она составила 1,5 млрд рублей. Ранее ГОК стабильно работал «в минус», убытки составляли от нескольких десятков миллионов до 0,5 млрд рублей в год.
Такой резкий разворот в сторону прибыльности Александр Табаков объяснил как процессами на самом предприятии, так и конъюнктурой рынка. Эксперт отметил, что после национализации ГОК оказался под контролем Росимущества, такой формат управления подразумевал запрет на продажу имущества ГОКа, ограничения финансовых операций, кроме тех, что необходимы для функционирования производства. Также средства предприятия перестали уходить на дивидендное обслуживание иностранных акционеров, а на самом рынке борной кислоты сложилась ситуация, когда на продукцию ГОКа возник ажиотажный спрос.
Турецкий гамбит
Долгие годы «Дальнегорский ГОК» в первую очередь работал на внешних потребителей.
«Россия раньше экспортировала высококачественную борную кислоту в Южную Корею и Японию. При этом для себя отечественные предприятия закупали кислоту из Турции. Она дешевле, но и ниже качеством, подходящая, например, для производства стройматериалов», - рассказал Mashnews кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики НИТУ МИСИС Рафаэль Абдулов.
Пока экспортная направленность «Даальнегорского ГОКа» сохраняется. По данным самого предприятия, по итогам первого полугодия 2024 года, 60% продукции было экспортировано в Китай, 30% - на рынки Японии и Южной Кореи. Объемы поставок на внутренний рынок составили 10%.
При этом, по данным Александра Табакова, на рынке борной кислоты наблюдаются пертурбации, связанные со сложностями в поставках турецкой продукции.
«В 2022 году возник дефицит дешевой турецкой борной кислоты из-за недобросовестного поведения поставщиков, санкций, курса валют, сложности расчетов и логистики, - все это вывело турецких поставщиков в статус ненадежных. При этом, в тот же период времени набрала обороты программа импортозамещения, все эти факторы вызвали лавинообразный спрос на российскую борную кислоту классов А, В, С, борный ангидрид и другие боропродукты», - рассказал Александр Табаков и подчеркнул, что в нынешних условиях «Дальнегорский ГОК» становится незаменимым поставщиком на российском рынке и в срочном порядке наращивает добычу и производство продукции.
«По объемам выпуска борной кислоты ООО «Дальнегорский ГОК» занимает третье место в мире после турецкой компании ETI Maden (Турция) и US Borax (США). Основные потребители борной кислоты (содержание B2O3 – 56%) – производители специальных сортов стекла, стекловолокна, эмалей, глазури, керамики, в сельском хозяйстве. Нитрид и карбид бора используются для производства абразивных и полупроводниковых материалов, тугоплавких сверхтвердых сплавов, в качестве поглотителей нейтронов в ядерных реакторах», - рассказал Mashnews министр промышленности и торговли Приморского края Сергей Калитин.
Глава регионального Минпромторга отметил, что сейчас стоит задача увеличить выпуск боропродуктов до 150 тысяч тонн в год, для этого запланирован целый ряд мероприятий, главное из которых — замена второго моногидратного абсорбера в цехе серной кислоты. Сделать это планируется до конца 2024 года.
«В настоящее время основным продуктом, выпускаемым ООО «Дальнегорский ГОК», является борная кислота марки «Б». Предприятие может с незначительными затратами возобновить выпуск борной кислоты марки «А», борного ангидрида и бората кальция. Технология и оборудование для возобновления производства всех трех продуктов имеется. Необходимо укомплектовать штат ИТР и аппаратчиками», - отметил Сергей Калитин.
По оценкам Александра Табакова, модернизация, роботизация и расширение мощностей предприятия позволят «Дальнегорскому ГОКу» нарастить поставки на внутренний рынок, также эксперт выразил надежду, что увеличение объемов производства позволит предприятию снизить себестоимость конечной продукции и увеличить ассортимент.
«Запасов бора только на Дальнегорском месторождении даже с учетом увеличения производства хватит еще минимум на 100 лет», - резюмировал эксперт.