19 апреля 2023 10:19
читать 7 минут

Моторное замещение. Электростанции оснащают российскими двигателями

90% работающих в России дизельных и газопоршневых установок — западного производства. Многие российские предприятия производят электроэнергию на основе этих агрегатов. В 2022 году возникли проблемы с их обслуживанием. Отечественные производители предлагают свои разработки. И не советуют связываться с Китаем.

В Нижнем Новгороде сделали «надёжную железяку»

Нижегородский машиностроительный завод «РУМО» (бывший советский «Двигатель революции») готов начать серийное производство газопоршневых электростанций мощностью 1 МВт, работающих на природном газе. Газопоршневые электростанции используют газовые электроагрегаты, которые также выпускает нижегородский завод. Об этом на открывшемся 18 апреля в Петербурге Российском международном энергетическом форуме сообщил Вячеслав Шипов, заместитель гендиректора по маркетингу и продажам АО «РУМО».

По его словам, предприятие уже пять лет занимается разработкой этой продукции. В 2022 году, после того как Россия оказалась почти полностью отрезанной от европейских поставщиков подобных агрегатов, РУМО пришлось ускориться.

«Первая электростанция у нас из серии »слепили из того, что было«. Но комплектация серии, которую мы сейчас заложили, уже полностью отечественная», — отмечает Вячеслав Шипов. Однако технологии пока полностью импортозаместить не удаётся, признаёт он.


Фото: АО «РУМО»

«Мы нашу машину делаем для российского менталитета: то есть это надёжная железяка, которую могут обслужить люди с не очень высоким уровнем образования», — добавляет Вячеслав Шипов.

Двигатели РУМО могут использоваться для работы компрессоров, в качестве судового агрегата, привода гребного вала и в других областях. В числе заказчиков — Газпром и Объединённая судостроительная корпорация (ОСК). В частности, в ОСК сейчас начались промышленные испытания установки.

Завод РУМО может производить по 40–50 двигателей в год, предприятие запускает инвестпроект по расширению мощностей до 100 единиц в год. Производство первой партии из пяти корпусов завод уже начал, ещё на 15 штук приняты заказы.

30 электростанций в месяц


Фото: ООО «Электросистемы»

Другое российское предприятие — ООО «Электросистемы» из Санкт-Петербурга — готово запустить в серию микротурбинные электростанции для нефтегазовых месторождений. В 2014 году, когда из-за американских санкций «Электросистемы» не смогли обслуживать объекты своих клиентов — они оснащены турбинами калифорнийской Capstone Turbine Corporation, петербургское предприятие задумалось о том, как снизить импортозависимость, рассказала коммерческий директор «Электросистем» Ирина Майкова.

«Нам пришлось самим изготавливать камеры сгорания, свечи, менять алгоритмы уплотнения. Со временем мы нашли замену и турбинам Capstone. Совместно с Калужским турбинным заводом мы сделали собственные электростанции номинальной мощностью 100, 200 и 800 КВт и модификацию 1600 КВт. Они работают на попутном нефтяном газе. Это позволяет использовать их на месторождениях в удалённых районах — то, что сейчас востребовано у российских газовиков», — рассказала Ирина Майкова.

Эти установки мобильны, позволяют передвигаться с одного месторождения на другое и не зависят от импортных составляющих, говорит она. Опытные образцы работают на предприятиях «Лукойла», «Русвьетпетро», «Новатэка». Мощности петербургского и калужского заводов позволяют производить по 30 электростанций в месяц и при стабильном спросе готовы нарастить объёмы, говорит Ирина Майкова.

Вопрос безопасности страны

Пока российские производители не могут закрыть даже десятую долю потребностей в двигателях и турбинах, говорит Михаил Смирнов, президент Ассоциации инновационных предприятий в энергетике «ЭнергоИнновация». В целом в энергетике 90% оборудования — иностранного производства, добавляет он.

По оценке маркетингового агентства MegaResearch, в 2020 году только газопоршневых двигателей мощностью до 1 МВт Россия в год закупала минимум 160 штук. Главными поставщиками оборудования для энергоотрасли были компании Aggreko (Великобритания), Generac Power Systems (США), Caterpillar (США), MAN (ФРГ), Jenbacher (Австрия).

«С дизельными генераторными установками западного производства попроще. По всему миру много производителей, которые покупают западные двигатели и производят собственные генераторные установки, не опасаясь санкций. Россия может покупать их через Казахстан, Узбекистан и другие дружественные страны», — комментирует Денис Кузнецов, директор департамента сервисного обслуживания и эксплуатации генерирующего оборудования ГК «Интертехэлектро».

С газопоршневыми установками сложнее, объясняет он. Это высокомаржинальная продукция, поэтому производители внимательнее отслеживают судьбу своих агрегатов, и организовать поставки через параллельный импорт или другими способами крайне проблематично.

«Сейчас необходимо наладить собственное производство газопоршневых двигателей и турбин — это уже вопрос безопасности нашей страны», — отмечает Михаил Смирнов.

Плохо сделано в Китае?


Фото: журнал «Движок»

Однако одномоментно сделать это не получится, поэтому стоит присмотреться к китайским поставщикам, считает Денис Кузнецов. По его мнению, не все предприятия в КНР производят одинаково качественные агрегаты. Например, к китайским  двигателям, опыт использования которых уже есть у КАМАЗа, немало претензий.

Более качественную продукцию предлагает другой китайский завод — Jichai Power. «Они выпускают очень надёжные двигатели, мы уже начали их поставки в Россию. Это работа без рисков подпасть под санкции, без проблем с сервисом», — перечисляет преимущества китайских энергоагрегатов Денис Кузнецов.

Впрочем, далеко не все эксперты в восторге от двигателей из КНР. По мнению гендиректора ООО «Электросистемы» Андрея Гольдинера, у них есть проблемы с давлением газа, да и в целом продукция ещё недостаточно прошла проверку за пределами Китая. Так что лучше сосредоточиться на наращивании отечественного производства, считает Андрей Гольдинер.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент