05 октября 2023 09:36
читать 3 минуты

Два здания завода "Русский дизель" в Петербурге признаны памятниками

Цеха завода, который в Петербурге построили шведские предприниматели Нобели, получили статус региональных памятников, сообщает Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга.

Строительство механического завода на Большом Сампсониевском проспекте в Петербурге начал в середине XIX века шведский подданный Эммануил Нобель. Сначала он в 1846 году создал Механический колёсный завод на площадке уже имевшейся фабрики Ишервуда, позже, почти до самой революции 1917 года, завод постоянно разрастался за счёт достройки новых зданий. Дело Эммануила Нобеля продолжили его сыновья и внуки. После революции завод у Нобелей отобрали, а сами члены семейства были вынуждены бежать из России. В советские годы завод был переименован в «Русский дизель».

КГИОП включил цеха завода в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения под именованием «Постройки механического завода »Людвиг Нобель«.

В состав объекта вошли «Чугунолитейный цех» и «Экспериментальный цех машиностроительного завода »Русский дизель«.

До революции завод выпускал дизельные двигатели по лицензии изобретателя этого агрегата Рудольфа Дизеля, паровые машины и котлы, оружие, станки и прочую механическую продукцию. После революции завод несколько лет простаивал, с 1923 года на нём возобновили производство дизелей, а в 1933-м начали выпускать двигатели для подводных лодок. Во время Великой Отечественной войны часть завода эвакуировали, больше половины цехов пострадали от бомбежек и обстрелов. Но завод не останавливался, он выпускал корпуса снарядов и мин, судовое оборудование, автономные системы энергоснабжения для предприятий Ленинграда.

После войны «Русский Дизель» оставался одним из крупнейших в СССР предприятий отрасли. Он производил дизель-генераторы систем безопасности и аварийной защиты атомных электростанций, двигатели для военного, рыболовного и торгового флота. По большей части для нужд производства хватало тех корпусов, которые построили Нобели. В советские годы на территории завода и вблизи его появилось лишь несколько новых зданий.

После распада Советского Союза в большинстве строений Нобеля производство прекратилось, здания стоят заброшенными уже несколько десятилетий, часть из них снесена.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент