18 Ноябрь 2022 12:20
24 минуты

Доставка нефти в Китай Северным морским путём: быстро и мимо санкций

Ледокольный танкер "Василий Динков" второй раз в истории России прошёл Северным морским путём для доставки сырой нефти в Китай. 18 ноября он прибыл в китайский порт Жичжао (Rìzhào), выйдя из Мурманска 27 октября.


© Alex_Y / Fleetphoto.ru

Северный морской путь может стать одним из основных маршрутов поставки нефти в Азию, после того как 5 декабря вступит в силу санкционный запрет ЕС на экспорт сырой российской нефти, а с февраля 2023 года — на экспорт нефтепродуктов.

Маршрут через Северный морской путь для экспорта нефти первый раз опробовали в 2019 году — тогда танкер "Проспект Королёва" доставил сырую нефть из Мурманска в китайский порт Дунцзякоу.

Чем плавание во льдах лучше Суэцкого канала

Северный морской путь (СМП) проходит по морям Северного Ледовитого океана — от мыса Желания на Новой Земле до мыса Дежнёва на Чукотке. Проход по СМП из Мурманска до китайских портов занимает в среднем 18–20 суток.

При маршруте через Суэцкий канал на это уходит 40–42 дня. За прохождение судов всех видов по Суэцкому каналу с судов взимается плата, с января 2023 года она будет увеличена на 10–15% в зависимости от типа судна. Для транзита через территориальные воды других государств требуется оформление документов, есть угроза нападения пиратов.

Севморпуть полностью контролируется Россией, никаких дополнительных документов по его использованию для российских судов оформлять не нужно. Правила прохождения по трассе СМП регулирует ФГБУ "Главсевморпуть". С участников транспортировки грузов взимается ледокольный сбор.

Главное для России сейчас — этот маршрут защищён от санкционной политики западных стран.

Правительством РФ поставлена задача по увеличению объёма перевозок грузов по СМП: к 2024 году по нему должны перевозить 80 млн т грузов, а к 2035 году — 130 млн т.

Перевозка нефти по СМП снизит нагрузку на трубопроводы, идущие на Восток, это позволит разгрузить Восточный полигон РЖД (БАМ и Транссиб), диверсифицирует поставки. Увеличение грузоперевозок по СМП в целом важно в рамках переориентации торговли на Восток, пояснил MASHNEWS Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам менеджмент".

"СМП в ближайшее время станет основным маршрутом экспорта сырой нефти и сжиженного газа. И не только из-за санкционной политики Запада. Энергетические потоки уже перенаправлены на Восток — в Китай и Индию", — заявил MASHNEWS вице-президент ассоциации "Северный морской путь" Владимир Харлов.

17 ноября Reuters сообщил, что нефтеперерабатывающие заводы в Индии опасаются закупать сырьё у России с погрузкой в танкеры после 5 декабря 2022 года, когда вступят в силу санкции Евросоюза. О китайских потребителях российской нефти такой информации не было.

Чего не хватает Северному морскому пути


Сейчас маршрут СМП действует несколько месяцев в году, но власти РФ говорят о необходимости его круглогодичного использования.

"Главная сложность — погода. Ледовое покрытие — с конца ноября по июль, для транспортировки грузов нужны атомные ледоколы", — говорит Владимир Харлов.

"Ледовая обстановка по маршруту СМП влияет на скорость доставки грузов. Но в России есть большой ледокольный флот, это делает круглогодичную навигацию по СМП вполне реальной. Ледовую проводку в акватории СМП сейчас, по данным ФГБУ "Администрация Северного морского пути", оказывают восемь ледоколов — пять атомных ("Вайгач", "Таймыр", "50 лет Победы", "Ямал", "Арктика") и три неатомных ("Адмирал Макаров", "Красин" и "Капитан Драницын"). Нужные ещё ледоколы. Понятно, что строительство судов — процесс сложный и долгий, но Минпромторг РФ сообщал, что ещё три ледокола должны быть построены до конца 2026 года", — поясняет Дмитрий Баранов.

Изученность акватории СМП недостаточна для осуществления безопасной навигации судов с большой осадкой. Для гарантированно безопасной навигации по СМП, говорят эксперты, необходимо развитие спутниковой системы и подробное изучение рельефа дна акватории — исследовательские работы с помощью эхолотов начали проводить совсем недавно.

Вице-президент ассоциации "Северный морской путь" Владимир Харлов согласен, что навигационные условия в Арктике непростые, но считает, что спутниковое обеспечение навигации может подождать, в первую очередь необходимо строить танкеры и ледоколы.

"Капитаны, имеющие интегрированную систему управления техническими средствами танкера, могут обойтись и без спутников, потому что больше 70% пути они идут в удалении от берега. Успешно ходить по трассе СМП можно при минимальных затратах на навигацию", — полагает Харлов.

Первоочередной задачей, по мнению Харлова, должно стать строительство новых танкеров ледового класса: "Раньше мы активно сотрудничали с производителями из Южной Кореи и Японии, но в новой геополитической обстановке условия сотрудничества в любой момент могут измениться".

Миллиардные затраты и выгоды


Инфраструктура во многих частях Арктики отсутствует, для её создания требуются очень серьёзные ресурсы, что уменьшает выгоду от арктических проектов и увеличивает срок их реализации, говорит ведущий эксперт УК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов.

"По маршруту СМП необходимо выполнить огромный объём работ, причём в непростых условиях, вряд ли кто-то, кроме государства, сможет обеспечить такое финансирование. По подсчётам 2021 года, на развитие Северного морского пути требуется свыше 700 млрд руб. из федерального бюджета и порядка 130–140 млрд руб. из Фонда национального благосостояния. Частные инвестиции в рамках развития СМП возможны, но обеспечить прибыль от вложений в приемлемые сроки будет весьма непросто", — уточняет Баранов.

Владимир Харлов считает, что в использовании Северного морского пути при транспортировке грузов из Европы в Азию и обратно заинтересованы Китай, Япония, Индия и Франция. По его мнению, они готовы инвестировать в развитие инфраструктуры Арктики.

В ПАО "НК "Роснефть" MASHNEWS сообщили, что компания продолжает развитие проекта "Восток Ойл", в рамках которого запланировано строительство объектов электрогенерации, аэродромов, морских терминалов, промысловых городков. Компания "Роснефть" заключила договор о сотрудничестве с АНО "Инновационный инжиниринговый центр" по внедрению передовых инновационных технологий в области геологоразведки, добычи и обустройства месторождений.

Ключевые игроки, работающие в районе Северного морского пути, известны, говорит Харлов: это "Совкомфлот", ПАО  "НОВОТЭК", НК "Роснефть", которая планирует увеличить добычу нефти в районе Таймыра к 2027 году до 50 млн тонн. К 2035 году добыча нефти может быть увеличена до 100 млн тонн.

"Но тут другой вопрос: добыть нефть — это одно, но её надо ещё продать по справедливой цене, — уточняет Владимир Харлов. — Но мы большие оптимисты и уверены, что арктические проекты будут развиваться".

Как и в любом вопросе, в развитии Северного морского пути и всей Арктики есть и другая сторона, которая ограничивает деятельность. Надо сохранить нетронутым Арктический регион, защитить образ жизни коренного населения, сберечь животный мир Арктики, говорит Дмитрий Баранов.

СПРАВКА MASHNEWS:
Танкер "Василий Донков" — головное судно серии челночных танкеров типоразмера "Панамакс" усиленного ледового класса, предназначено для транспортировки нефти с арктических месторождений без сопровождения ледокола. Длина — 257 м, осадка с грузом — 14 м, скорость — 16 узлов, экипаж — 32 человека. Танкер построен на южнокорейской верфи Samsung Heavy Industries в 2008 году, заказчик — ГК "Совкомфлот". Танкер может проходить через ровный лёд толщиной до 1,5 м плюс 20 см снега. Порт приписки — Санкт-Петербург.

Инесса Кузнецова для MASHNEWS

Больше новостей: