08 ноября 2022 17:24
читать 7 минут

Дорожную технику стали меньше покупать: чем будут строить дороги?

Рынок дорожно-строительной и специальной техники в третьем квартале 2022 года упал на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса. Эксперты считают, что на качестве дорожных работ это не скажется.


Спецтехника под запретом с июля

Пакет санкций, запретивший экспорт в Россию грузовиков и спецтехники, начал действовать в июле 2022 года. Эмбарго распространяется на самосвалы, экскаваторы, погрузчики, бульдозеры, гусеничные тракторы, грузовые автомобили с полной массой от 5 до 10 тонн, а также на всю спецтехнику на автомобильных шасси, которая предназначена для эксплуатации по бездорожью.

К ноябрю 2022 года больше всего упали продажи сочленённых самосвалов — на 93,3% по сравнению с третьим кварталом прошлого года (за квартал продано шесть единиц) и телескопических погрузчиков — на 87% (16 единиц). На 82% сократились продажи экскаваторов-погрузчиков (263 единицы), на 60,9% — погрузчиков с бортовым поворотом (156 единиц), на 50% — самосвалов с жёсткой рамой (50 машин).

На 34,9% меньше продано колёсных экскаваторов (290 автомобилей), на 25,6% — колёсных бульдозеров (32 единицы), на 26,1% — гусеничных экскаваторов (1200 машин), на 25,8% — трубоукладчиков (23 единицы), на 77,8% — гусеничных асфальтоукладчиков (10 машин). Некоторые виды техники (пневмоколесные катки и катки с комбинированными вальцами) исчезли из оборота.

Директор АНП «Объединение »Дормост« Кирилл Иванов считает, что падение продаж дорожно-строительной и специальной техники связано как с сокращением предложения на рынке, так и с уменьшением спроса. По его словам, руководители предприятий переживают стресс, понимая, что если сегодня закупят технику, то завтра на ней может оказаться некому работать, потому что сотрудников мобилизовали. Возможно, стоит подождать, думают руководители.

«Плюс есть проблема с дефицитом запчастей на спецтехнику, они стали дороже на 10–15% из-за сложных каналов логистики», — говорит Иванов.

Рынок транспортной техники в России «просел» по всем позициям, соглашается представитель агентства «Автостат» Азат Тимерханов. По его данным, в октябре 2022 года грузовых автомобилей продано на 21,2% меньше, чем октябрём прошлого годом.

«За октябрь в России было куплено всего 7 026 новых грузовых автомобилей. Лидер продаж — ПАО »КАМАЗ« — в октябре он продал 2 528 своих автомобилей, за ним идут три китайских производителя (Sitrak, FAW и Shacman/Shaanxi), замыкает пятёрку отечественный ГАЗ», — рассказал Тимерханов.

По мнению экспертов, спад на рынке строительной техники сохранится, но это не повлияет на качество дорожных работ. Кирилл Иванов считает, что пока от уменьшения продаж пострадали только компании, реализующие спецтехнику.

«В целом в отрасли мы имеем хорошо сформированный парк дорожных машин. Все крупные подрядные организации имеют высокотехнологичные дорожно-строительные комплексы, которые обеспечивают качество и скорость производства работ. Но в цене государственных контрактов заложено использование самой простой техники: лопаты и катка. Поэтому если вдруг через какое-то время мы окажемся в ситуации, когда нужно будет укладывать дороги по старинке, ничего страшного не случится: будем работать лопатой и катком», — отмечает эксперт.

Есть надежда на отечественное?

Сегодня в России заявляют о целом ряде инвестиционных проектов, способных поддержать рынок дорожно-строительной техники. Но есть и реализованные проекты.

На Клинцовском автокрановом заводе завершилось строительство нового цеха по сборке кранов-манипуляторов, автогидроподъёмников и гусеничных полноповоротных кранов. В Чебоксарах запущено производство внедорожных грузовых автомобилей «Силант».

Из планов: Петербургский тракторный завод (входит в ГК «Кировский завод») к концу 2024 года планирует начать выпуск ведущих мостов для строительно-дорожной и спецтехники. Завод «Ростсельмаш» планирует производить экскаваторы-погрузчики, фронтальные и телескопические погрузчики. Минский тракторный завод намерен локализовать производство тракторов в станице Староминской Краснодарского края. В Люберцах на заводе «ТК Лифт» готовятся производить ломовозы. Алтайский завод прецизионных изделий начинает выпуск топливной аппаратуры, аналогичной Bosch.

Экономисты говорят, что сейчас как раз то время, когда отечественные производители могут занять освободившийся сегмент рынка. Кирилл Иванов сомневается, что им удастся создать технику европейского и американского уровня:

«Если за последние 10–15 лет нам с этим справиться не удалось, то будет слишком оптимистично надеяться, что это произойдёт в ближайшие несколько лет. Есть дорожно-строительная техника, аналогов которой нет ни в российском, ни в китайском производстве, например, перегружатели».

Китайские экскаваторы раньше всегда проигрывали европейским и американским машинам, считает эксперт, но незаменимой техники нет — сейчас российский рынок открыт для предложений.

И только портал «Росспецмаш-Стат» даёт оптимистичную статистику: российские предприятия, выпускающие строительно-дорожную технику, произвели за шесть месяцев 2022 года продукции на общую сумму 33,1 млрд рублей (это на 35% больше, чем за аналогичный период 2021 года). Отгрузки на внутренний рынок РФ выросли на 28% до 30,6 млрд руб. В первом квартале 2022 года рост производства составлял 36%, отгрузок — 39%.

Отгрузки фронтальных погрузчиков за шесть месяцев 2022 года увеличились в количественном выражении на 34%, экскаваторов — на 31%, мини-погрузчиков — на 15%, кранов-манипуляторов — на 6%, бульдозеров — на 6%, автогрейдеров — на 4%.

Инесса Кузнецова для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: