Доля Shell в «Сахалине-2» достанется «Газпрому», а не «Новатэку»
Доля в «Сахалинской Энергии» достанется структуре «Газпрома», следует из распоряжения правительства РФ №701-р. Mashnews разобрался, почему государство предпочло отдать актив «Газпрому», и почему для «Новатэка» доля в «Сахалине-2» перестала быть привлекательной.
Два лица «Сахалинской энергии»
Согласно распоряжению правительства РФ, подписанному 23 марта, 27,49% «Сахалинской Энергии» должно приобрести подконтрольное «Газпрому» ООО «Сахалинский проект». Сумма покупки составит 94,8 млрд рублей.
Кроме того, документ аннулирует распоряжение правительства от 11 апреля 2023 года, в котором говорилось, что продажа доли в «Сахалинской Энергии» «подлежит обществу с ограниченной ответственностью «Новатэк Московская область».
«Сахалинская Энергия» - «потомок» компании Sakhalin Energy, созданной как оператор нефтегазового проекта «Сахалин-2» (в основном добыча и сжижение газа), который реализовался на условиях соглашения о разделе продукции. Изначально акционерами Sakhalin Energy были британо-нидерланлская Shell (55%) и японские Mitsui и Mitsubishi (25% и 20% соответственно).
В 2007 году в проект вошел «Газпром», приобретя контрольный пакет на $7,45 млрд. После чего у российской компании во владении оказались 50% плюс одна акция, у Shell - 27,5% минус одна акция, у Mitsui - 12,5%, у Mitsubishi - 10%.
В таком виде Sakhalin Energy просуществовала до июня 2022 года, когда президент РФ Владимир Путин подписал указ, по которому все права и обязанности Sakhalin Energy должны перейти специально созданной структуре. Она появилась уже в августе того же года и получила название «Сахалинская энергия» (СЭ). Контрольный пакет в СЭ сразу получил «Газпром Сахалин Холдинг», еще 49% должны были остаться во владении самой «Сахалинской Энергии», то есть бывших акционеров Sakhalin Energy. Однако Shell еще в феврале 2022 года объявила о намерении выйти из проекта «Сахалин-2», а позднее, в сентябре, подтвердила, что не намерена участвовать в капитале «Сахалинской Энергии».
Shell списала балансовую стоимость своей доли ($1,6 млрд) в убыток, но заявила, что «оставляет за собой все юридические права» акционера Sakhalin Energy».
«Новатэк» vs «Газпром»
«Газпром» с самого начала рассчитывал на получение доли Shell в «Сахалине-2», полагает заместитель директора Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Белогорьев. Синергетический эффект для российской компании очевиден, говорит эксперт: «Газпром» в этом проекте давно, более того - имеет контрольную долю и отвечает за управление.
«Но, видимо, правительство в 2022 году решило разделить инвестиционные и контрактные риски между несколькими компаниями. Тем более, что «Новатэк» сам проявил интерес к этому активу», - поясняет Белогорьев.
Однако позднее ситуация изменилась: с сентября 2023 года «Новатэк» оказался на острие санкционной атаки со стороны Соединенных Штатов, именно против его проектов (в первую очередь «Арктик СПГ-2») развернута наибольшая санкционная активность. Белогорьев отмечает, что для США Россия – ключевой конкурент на мировом рынке СПГ с точки зрения возможностей прироста производства и экспорта как во второй половине 2020-х гг., так и в 2030-е гг.
«И, очевидно, США решили не брезговать никакими методами, чтобы попытаться Россию с этого будущего рынка вытеснить, - говорит замглавы ИЭФ. - Масштабная инвестиционная нагрузка «Новатэка» в условиях санкций (в том числе технологических) легла на компанию достаточно тяжелым бременем, и в связи с этим фактор разделения рисков по «Сахалину-2» для российского правительства утратил свою актуальность. Полагаю, и сам «Новатэк» потерял интерес к этому активу, решив сфокусироваться на своих основных проектах».
Еще один довод в пользу выбора «Газпрома» - возможное желание правительства поддержать госкомпанию. Финансовое положение «Газпрома» сейчас не самое лучшее, тогда как «Сахалин-2» - это зрелый проект с низкой инвестнагрузкой на акционеров и устойчивой прибыльностью, указывает Белогорьев.
По итогам 2023 года чистая прибыль «Сахалинской энергии» составила 315,28 млрд рублей.
Доля в «Сахалине-2» с самого начала расценивалась «Новатэком» скорее как дополнительная нагрузка, нежели какой-то бонус, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
По словам эксперта, для «Новатэка» важно позиционировать себя как международную, глобальную компанию.
«Ранее СМИ сообщали, что «Новатэк» готов был купить долю в «Сахалине-2», но лишь при условии, что цена будет рыночной, и деньги от сделки получит непосредственно Shell, - напоминает Юшков. - А это даже чисто юридически довольно сложно осуществить, ведь Shell осталась акционером старого оператора, компании Sakhalin Energy, зарегистрированной на Бермудских островах («Сахалинская Энергия» зарегистрирована в Южно-Сахалинске, - прим. ред.). То есть формально Shell никогда не была акционером СЭ и непонятно, на каких основаниях ей вообще должны быть выплачены деньги. Но даже в том случае, если бы «Новатэк» выплатил рыночную цену и Shell получила бы все деньги, все равно оставались риски для имиджа компании, так как Запад считает, что у Shell отняли ее актив».
И, конечно, повлияли санкции. Любое решение санкционных проблем требует денег, указывает Юшков, и зачем в такой ситуации «Новатэку» тратить средства на покупку нового актива?
Не санкции, так Shell
«Сахалин-2» на сегодня не подпадает под санкционные ограничения - преимущественно из-за особой позиции Японии, основного потребителя сжиженного природного газа с Сахалина. Именно Япония настаивала на том, чтобы США не вводили ограничения против «Сахалина-2», так как от этого зависит энергобезопасность Японии.
«И этот фактор, полагаю, будет действовать еще довольно долго, - комментирует Алексей Белогорьев. - То есть с точки зрения перспектив экспорта и денежного потока у «Сахалина-2» особых проблем в ближайшее время быть не должно».
Однако нельзя исключать претензий со стороны Shell, недаром она подчеркивала, что сохраняет за собой юридические права. Вопрос в первую очередь финансовый: Shell оценила свою долю в $1,6 млрд, а российское правительство - в 94,8 млрд рублей. На момент оценки со стороны РФ это было порядка $1,2 млрд, сейчас, учитывая изменения курса, еще меньше (курс ЦБ на 26 марта - 92,78 рубля за доллар. Таким образом, сейчас доля Shell стоит около $1,02 млрд, - прим. ред.).
«Причем деньги будут перечислены Shell на счет типа «С», для которого действуют строгие ограничения по использованию средств, то есть компания не сможет воспользоваться ими по своему усмотрению, в том числе вывести целиком из России, - рассказывает Белогорьев. - Так что от Shell вполне можно ожидать подачи арбитражных исков».