Долги ОКБ «Ротор» хотят взыскать с бывшего руководства
Судьба разработанных ОКБ двух макетов и образца вертолета R-34 остается неизвестной
Конкурсный управляющий опытно-конструкторского бюро «Ротор» 16 июля подал заявление о взыскании убытков с учредителей и бывших руководителей должника.
ОКБ «Ротор» - уникальное предприятие из Башкирии, которое разрабатывало сверхлегкие самолеты и вертолеты. Принадлежит оно Виктору Хрибкову – автору многих разработок ОКБ. История с банкротством «Ротора» наделала много шума.
Ранее производство функционировало весьма успешно, было даже удостоено внимания Владимира Путина (на тот момент премьер-министра): в 2011 году, увидев продукцию ОКБ «Ротор» на выставке в Сочи, он поручил оказать ему поддержку. Которую, по словам Хрибкова, предприятие так и не получило, несмотря на выделенные из бюджета средства. Разработчик считает, что эти деньги были похищены.
В 2018 году московское АО «Аэроэлектромаш» заказало «Ротору» изготовление трех сверхлегких вертолетов Р-34 и рабочую конструкторскую документацию для них, заплатило часть суммы, но в итоге осталось недовольно качеством летательных аппаратов и сроками их поставки.
Вертолет R-34— сверхлегкий (до 500 кг взлетного веса) соосный трехместный пилотируемый вертолет. Первый опытный образец комплектовался зарубежным силовым агрегатом Rotax-915, развивавшим 130 л.с. Это обеспечило вертолету максимальную скорость в 170 км/ч (крейсерская до 140 км/ч) и дальность 600 км. Модель, представленная на МАКС-2019, была укомплектована электромотором мощностью 30 кВт. В сети «ВКонтакте» вертолет R-34, изготовленный в 2022 году, продавался за 25 млн рублей.
В 2020 году «Аэроэлектромаш» подал в суд заявление о взыскании с ОКБ «Ротор» 51,5 млн рублей. Суд встал на сторону истца.
«…установлено, что заказчик не принял исполнение этапов №№ 1,2,3,4,5,6,7…, выполнение ОКР и изготовление изделий осуществляется со значительным нарушением сроков установленных ведомостью исполнения опытно-конструкторской работы, конструкторская документация требует корректировки, объем выполненных работ этапов №№ 1,2,3,4,5,6,7 ОКР не подтвержден надлежащим образом документами, относящимися к бухгалтерскому учету, и соответствующей конструкторской документацией, акты приемки этапов №№ 1-7 являются недостоверными и не подтверждают факт выполнения работ ООО «ОКБ «Ротор», - сказано в решении суда.
В итоге договор был расторгнут по желанию АО «Аэроэлектромаш». Весной 2021 года АО подало в суд заявление о признании ОКБ «Ротор» банкротом. Требования были удовлетворены.
Фото: wirestock/Freepik
Сами вертолеты (два макета и один образец) в рамках банкротного спора оказались на складах истца – их судебные приставы отдали «Аэроэлектромаш» на «ответственное хранение». «Ротор» пытался использовать их в качестве инструмента погашения задолженности, но суд ему в этом отказал.
«Ответственное хранение отличается от передачи имущества в залог: если имущество передано в залог, то его реализация действительно может погасить задолженность должника, однако если имущество передано под ответственное хранение, то задолженность не погашается, это лишь действие в рамках исполнительного производства, позволяющее сохранить имущество под арестом и обеспечить его хранение», - комментирует Анна Самойлова, партнер юридической фирмы Briefcase Law Office.
Таким образом, АО «Аэроэлектромаш» действительно было вправе обратиться с заявлением о признании банкротом ООО ОКБ «Ротор», несмотря на нахождение у него имущества компании-должника.
«В свою очередь, остается неясным, почему в рамках исполнительного производства не была инициирована продажа арестованного имущества на торгах с целью погашения задолженности», - добавляет Анна Самойлова.
У ОКБ не было денег, чтобы заплатить «Аэроэлектромашу», конструкторское бюро было обанкрочено, позднее истец выкупил все, что осталось от предприятия в рамках его банкротства. Имущество ушло с торгов по цене 31,6 млн рублей. Оно включало в себя здание склада площадью 1,2 тысячи квадратных метров, земельный участок площадью 3,6 тысячи квадратов, автомобиль «Лада-Ларгус», разукомплектованный самолет-амфибию Че-27, два макета и опытный образец вертолета R34/3.
Фото: ArthurHidden/Freepik
По словам учредителя и экс-гендиректора предприятия Виктора Хрибкова, произошедшее похоже на рейдерский захват уникального предприятия, занимавшегося разработками и производством легкомоторной авиации.
Опрошенные Mashnews юристы не исключают такой возможности.
«На мой взгляд, либо выбрана неправильная стратегия защиты, либо ответчик не обладал всеми документами, чтобы доказать те обстоятельства, на которые ссылается», - говорит Елена Гладышева, управляющий партнёр адвокатского бюро «РИ-Консалтинг».
По ее словам, при заключении договоров, похоже, сторона ответчика была не так «подкована» в юридических вопросах, как сторона истца.
Что касается взыскания долгов предприятия с бывшего руководства ОКБ, то в случае удовлетворения заявления это возможно через личное банкротство Виктора Хрибкова, как физического лица – уточняет юрист Кингисеппского машиностроительного завода Павел Федоров.
Но для этого суд должен установить, действительно ли невозможность погашения задолженности перед АО «Аэроэлектромаш» являлась следствием действий экс-руководства.
Мы направили запрос в «Аэроэлектромаш» в попытке узнать, как сейчас используются вертолёты, вокруг которых и завязался судебный спор, но к моменту публикации ответа не получил.
СПРАВКА MASHNEWS:
АО «Аэроэлектромаш» создано на базе Московского агрегатного завода «Дзержинец», который был образован в 1941 году и имеет многолетний опыт создания электротехнического оборудования для авиационной и космической техники. Предприятие занимается разработкой, производством и ремонтом электрооборудования и систем автоматического управления для отечественной авиационной техники. Входит в холдинг Валерия Захаренкова, которому принадлежат крупные авиастроительные компании. По данным 2023 года, весь холдинг приносит более 10 млрд выручки в год.
КБ «Ротор» было зарегистрировано в 2004 году в Кумертау. Предприятие разрабатывало дельталет Р-16 «Урал», крылья дельталетов «Апогей», сверхлегкий самолет R-20M «Птенец-3» и другие летательные аппараты.