11 апреля 2023 15:58
читать 9 минут

"Дочке" СИБУРа не дали арестовать имущество Siemens

Арбитражный суд Татарстана не стал арестовывать имущество корпораций Siemens Energy и Enka. Об этом суд просила компания «Казаньоргсинтез» (входит в ГК «СИБУР»). Она требует от Siemens вернуть аванс за непостроенную парогазовую установку мощностью 250 МВт. Сумма иска — 9 млрд рублей.

Под арест

31 марта 2023 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял исковое заявление компании «Казаньоргсинтез» к корпорации Siemens Energy Aktiengesellschaft (Мюнхен), ООО «Нефтегаз и энергетика» (Москва) и компании «ЭНКА Иншаат Ве Санайи» (Стамбул) о взыскании 72,3 млн евро и 3,4 млрд рублей 45 копеек (в сумме, по подсчётам истца на конец марта, — 9,09 млрд рублей) неотработанного аванса и процентов.

Заседание суда назначено на 23 августа 2023 года.

Одновременно суд отказал компании «Казаньоргсинтез» в обеспечительных мерах — аресте имущества и запрете регистрационных действий в отношении доли Siemens Energy в уставном капитале ООО «Нефтегаз и энергетика». Кроме того, предприятие требовало арестовать 1,6 млрд рублей на счетах «Нефтегаза и энергетики» в Райффайзенбанке и Юникредит банке и запретить регистрацию транспортных средств.

Также выдвигались требования наложить арест на имущество строительства турецкого инжинирингового холдинга Enka. Речь идёт о московских активах турецкой компании — бизнес-центрах «Павелецкая плаза» и «Дом Чаплыгина».

Однако суд посчитал, что пока нет оснований полагать, что немецкая и турецкая компании собираются уклониться от погашения задолженности, а действия с акциями и долями компаний с участием иностранных лиц запрещены указом президента РФ от 5 августа 2022 года. 

Казаньоргсинтез ещё может обжаловать это решение суда.

Строили, но не достроили

Компания «Нефтегаз и энергетика» (на 100% принадлежит Siemens Energy) была генеральным подрядчиком проекта парогазовой электростанции мощностью 250 МВт, которую Казаньоргсинтез хотел построить для своих нужд в Казани. Контракт на строительство был заключён в октябре 2019 года. Работы должны быть закончены в марте 2023 года. Однако в июле 2022 года Siemens уведомил, что отказывается от исполнения обязательств из-за введённых ЕС санкций. Работы на объекте были остановлены.

Турецкая компания Enka выступала субподрядчиком проекта.

Строительство парогазовой электростанции будет завершено, сказали в Казаньоргсинтез. Основное оборудование на станцию успели завезти до июля 2022 года. «Реализация проекта продолжается с учётом необходимой адаптации к внешним ограничениям», — пояснили в казанском предприятии.

Верните аванс


Фото: СИБУР

«Предприятие считает отказ от выполнения работ необоснованным, нарушающим условия договора. И требует возврата неотработанного аванса, который превышает размер отгруженного оборудования и произведённых работ. Предприятие также рассматривает возможность заявления о взыскании убытков», — сообщили MASHNEWS в Казаньоргсинтезе.

Претензии к турецкой компании, продолжающей работать на российском рынке, связаны с тем, что структуры Siemens не спешат выполнять свои обязательства, пояснили в казанской компании.

«Enka является соответчиком, на имущество которого запрашивается арест, в том числе в связи с тем, что Siemens Energy и его дочерние общества активно отказываются от участия в проектах и реализуют имеющееся у них на территории Российской Федерации имущество. Наложение обеспечительных мер не повлечёт каких-либо неблагоприятных последствий для операционной деятельности Siemens Energy и Enka. Ответчики смогут в полной мере пользоваться принадлежащим им имуществом, извлекать из него выгоду», — подчеркнули в Казаньоргсинтезе.

Получить комментарии Siemens Energy не удалось. Турецкий холдинг Enka на вопросы редакции не ответил.

Лучший выход — переговоры


Фото: kzn.ru

«Думаю, что у Казаньоргсинтеза сильные позиции. Компания не находится под действием американских и европейских санкций. С этой точки зрения Siemens Energy формально должна следовать европейскому законодательству, и у неё нет причин не возвращать аванс. Мы знаем, что некоторым российским компаниям зарубежные партнёры отказывали в выплатах на основании того, что они находятся под западными санкциями. Но здесь не тот случай», — заметил в беседе с корреспондентом MASHNEWS заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

По его мнению, у иска компании «Казаньоргсинтез» к зарубежным контрагентам несколько оснований. Первое — как минимум отправить Siemens Energy сигнал о том, что необходимо начать переговоры о возврате средств. Второе — попытаться найти их ликвидные активы в России — как материальные, так и нематериальные, например, связанные с использованием прав. В дальнейшем их можно реализовать и получить компенсацию за неоплаченный аванс.

Ещё один момент, объясняет Кондратьев, — получение решения в российской юрисдикции открывает для Казаньоргсинтеза возможность предъявлять иски должникам за рубежом. Основываясь на материалах дела, можно требовать не только возврата аванса, но и возмещения ущерба. Сергей Кондратьев считает, что легче всего такие действия будет начать в дружественных странах, например, государствах Евразийского экономического союза и Азиатско-Тихоокеанского региона.

«У нас есть прецеденты, когда аванс, внесённый за выполнение работ, возвращался западными компаниями даже после их ухода с российского рынка. В 2018 году один из независимых российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) заказал оборудование у американской UOP. После того как эта компания весной прошлого года покинула российский рынок, с ней достаточно долго велись переговоры о возврате аванса, так как она отказалась от поставок российскому НПЗ оборудования. В итоге UOP деньги вернула. Понятно, что возникли проблемы со сроками, с поиском альтернативного поставщика, было потеряно время, но деньги вернули. Поэтому у казанской компании есть шансы на успешное завершение переговоров с Siemens Energy. Если Siemens Energy не пойдёт на обсуждение этого вопроса с Казаньоргсинтезом, в дальнейшем возможно взыскание средств в зарубежных директориях. Для Siemens Energy такое развитие событий может нести риск. Уверен, что и компания »Казаньоргсинтез« заинтересована в скорейшем выходе на соглашение с Siemens Energy, потому что судебные издержки в этом деле достаточно существенны», — считает Сергей Кондратьев.

Привлечение третьих стран

Каждая история, связанная со взысканием долгов с зарубежных компаний, которые ушли или уходят с российского рынка, индивидуальна, говорит Сергей Кондратьев. Однако есть пара общих рекомендаций, которые могут помочь российским компаниям в таких ситуациях.

«Во-первых, российские компании должны действовать максимально активно и решительно по всем направлениям — не только обращаться в суд, но и привлекать к этой проблеме внимание профильных госорганов и регуляторов, — говорит он. — Во-вторых, можно воспользоваться тем, что у многих европейских и американских компаний налажены отношения с производителями из Китая и Индии. И можно попытаться договориться о передаче обязательств тех, кто уходит, компаниям из третьих стран. Тем более что Индия и Китай расширяют своё присутствие на российском рынке. Конечно, сделать это будет очень сложно, учитывая нынешнюю западную санкционную политику. Предстоит выполнить практически ювелирную работу».
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!