«Дочка» Ростеха и экс-министра связи запустила процесс ликвидации
Компания «Аэропрактика» бывшего главы Минкомсвязи Николая Никифорова и «Ростеха» должна была построить завод по производству легкомоторных самолетов, которому «Ростех» обещал 2,5 млрд рублей.
Процесс ликвидации предприятия запущен 4 октября, следует из данных СПАРК, причина не указана. «Ростех» отказался комментировать событие, связаться с Никифировым на момент публикации не удалось.
«Аэропрактика» создана в 2017 году и начала работу в 2019-м в качестве управляющей компании в проекте по строительству завода, где собирались легкомоторные самолеты Т-500 и другие воздушные суда на базе этой модели. Генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов в 2019-м сообщал, что инвестиции в проект составят около 2,5 млрд рублей, предприятие сможет производить от 60 до 100 самолетов в год. Анонсировалось, что на заводе планируется выпускать самолеты, разработанные и производимые в опытном режиме казанской частной компанией «МВЕН».
Также на тот момент «Ростех» вел переговоры с несколькими потенциальными инвесторами для их привлечения в проект на условиях частно-государственного партнерства. Президент республики Татарстан Рустам Минниханов называл будущий на тот момент завод «мечтой Татарстана», а «Ростех» — стратегическим партнером в ее реализации.
Одним из совладельцев «Аэропрактики» является ООО «Дигинавис» (Diginavis), которым полностью владеет бывший министр связи Татарстана и России Николай Никифоров. По данным СПАРК, компания владеет 37% в уставном капитале «Аэропрактики». Еще 37% «Аэропрактики» у ООО «Морион», 26% принадлежат обнинскому научно-производственному предприятию «Технология» им. А.Г. Ромашина (входит в «Ростех»). Последнее занималось производством ключевых элементов конструкции планера из отечественных композиционных материалов.
Первый контракт с МВЕН на 10 самолетов заключен в 2018 году, писал «Коммерсантъ». Однако в сентябре 2019-го «дочка» «Ростеха» отказалась принимать самолеты компании, заявив, что они не соответствуют техническим условиям Росавиации. На этом фоне «Ростех» обратился в суд, потребовав вернуть аванс за работы в 135,9 млн рублей, но иск был отклонен.
Суд признал, что МВЕН выполнила обязательства на 100%, однако апелляционный суд установил, что работы выполнены лишь на 94% и обязал МВЕН передать самолеты «дочке» «Ростеха» в течение 30 дней. В результате в 2022 году структура «Ростеха» добилась победы в апелляционном суде, который обязал казанскую фирму передать 10 незавершенных самолетов Т-500 их заказчику — НПП «Технология» им. А.Г. Ромашина.
В июле 2020-м года «Аэропрактика» подала иск о банкротстве «МВЕН», следует из данных судебной картотеки. Сумма исковых требований составляла 24,9 млн рублей. В ноябре того же года стороны подписали мировое соглашение, условием которого была выплата всей задолженности. Завод, для управления строительством которого создавалась «Аэропрактика», построен так и не был.
Это не единственная попытка обанкротить «МВЕН». Так, в ноябре 2022-го иск о признании «МВЕН» банкротом подал Казанский национальный исследовательский технологический университет им. А. Н. Туполева. В феврале 2023-го в отношении компании была введена процедура наблюдения, однако в сентябре 2024-го производство по делу о банкротстве было прекращено, так как «МВЕН» выплатил все долги.
Екатерина Солнцева