«Дочка» «Мечела» не смогла вернуть 400 млн за утраченные на Украине вагоны
«Мечел-Транс» пытался отсудить почти 400 млн рублей, которые платил подконтрольной РЖД компании за аренду арестованных на Украине железнодорожных вагонов. Однако кассационный суд отклонил его жалобу.

«Мечел-Транс» не смог вернуть 397,2 млн рублей, которые платил своему арендодателю АО «Титан» за пользование ж/д вагонами, утраченными на Украине. Сначала суд первой инстанции встал на сторону арендатора, сославшись на форс-мажор. Однако апелляционный суд отменил это решение, посчитав, что «дочка» «Мечела» сама взяла на себя риски, отправляя вагоны в зону боевых действий. 18 ноября Арбитражный суд Московского округа согласился с постановлением апелляции и отклонил кассационную жалобу «Мечел-Транс», оставив компанию без денег.
В 2018 году ООО «Мечел-Транс» и АО «Титан» (впоследствии реорганизовано в форме присоединения к ООО «Атлант») подписали договор субаренды и далее допсоглашения к нему, по которым дочерняя структура горнодобывающего холдинга получила во временное пользование ж/д вагоны.
В январе и феврале 2022 года арендованные вагоны пересекли границу РФ на станции пограничного перехода Красный хутор (Белгородская область) - Казачья Лопань (Харьковская область Украины). Это подтверждают таможенные документы, а также письмо ОАО «Российские железные дороги», направленное грузоотправителю вагонов АО «Москокс». После 24 февраля, в связи с началом специальной военной операции, прибывшие на территорию Украины вагоны были изъяты и переданы Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, и «Мечел-Транс» потерял возможность их контроля.
Компания потребовала у АО «Титан» приостановить обязательства по договору в отношении утраченных вагонов и вернуть ей арендные платежи за период с начала СВО. Арендодатель ответил отказом.
В то же время, чтобы избежать начисления штрафных санкций и блокировки остальных вагонов по договору, «Мечел-Транс» продолжал вносить арендную плату.
Так как сторонам договориться не удалось, арендатор вагонов обратился в суд, который встал на его сторону, посчитав, что дочка «Мечела» не виновна в утрате арендованного имущества, поскольку речь идет о форс-мажоре. В декабре 2024 года Арбитражный суд города Москвы удовлетворил иск «Мечел-Транс» - признал договор субаренды в части 135 спорных вагонов прекращенным с 24 февраля 2022 года, а также взыскал с АО «Титан» 397,2 млн рублей, включая 334,6 млн рублей «неосновательного обогащения» и 62,5 млн рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ответчик с решением суда не согласился, подал апелляционную жалобу – и выиграл. Девятый арбитражный апелляционный суд отклонил доводы истца об «обстоятельствах непреодолимой силы», посчитав, что арендатор мог выбрать другие направления для грузоперевозок. «Мечел-Транс» нес ответственность за арендованные вагоны: отправляя их на территорию Украины, он действовал «неосмотрительно и неразумно», а также не предпринял каких-либо мер предотвращения или минимизации возможных рисков в отношении арендованного имуществ.
Более того, в материалах дела указано, что с 4 октября 2022 года спорные вагоны находились на территории Российской Федерации и нет доказательств того, что восстановить утраченный контроль над этими вагонами невозможно.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска как в части признания договора прекратившимся, так и в части возврата уплаченной истцом арендной платы.
После того, как апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, «Мечел-Транс» подал кассационную жалобу. Однако Арбитражный суд Московского округа ее отклонил, оставив «дочку» горнодобывающего холдинга без сотен миллионов рублей.
СПРАВКА MASHNEWS
ООО «Мечел-Транс» (входит в структуру российской горнодобывающей и металлургической компании «Мечел») специализируется на перевозках грузов железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, а также оказывает транспортно-экспедиторские услуги. Основной деятельностью компании является организация внутрироссийских и экспортно-импортных перевозок. Компания перевозит угольный концентрат, каменный уголь, железорудный концентрат, железную руду, металл, щебень, кокс и железорудные окатыши.
АО «Титан» учреждено в 2013 году подконтрольными РЖД компаниями — ОАО «РЖД Логистика» (51%) и ОАО «Национальный капитал» (49%). Основным видом деятельности является аренда железнодорожного транспорта и оборудования. В марте 2025 года общество реорганизовано в форме присоединения к ООО «Атлант».