«Дочка» Liebherr требует миллион евро у петербургского производителя портальных кранов
Крупнейший в России производитель портальных кранов — петербургское ЗАО «СММ» должно российской «дочке» германского концерна Liebherr почти 1 млн евро за неоплату оборудования.
Попытка петербургской компании оправдать неисполнение обязательств санкциями Евросоюза рассыпалась в суде 15 ноября, пишет «Деловой Петербург».
СММ не только не заплатило, но и потребовало расторгнуть контракт, взыскать с немецкого партнера 0,4 млн евро аванса, а поставленное оборудование забрать обратно.
«Товары являются уникальными… не продаются в России… при наступлении гарантийного случая либо при… сервисном обслуживании ООО “Либхерр–Русланд” не сможет выполнить свои обязательства… из–за действующих санкционных ограничений, сервисные центры в России отсутствуют… ЗАО “СММ” не имеет возможности в полной мере воспользоваться поставленным товаром, так как не сможет обеспечить перед третьими лицами аналогичные гарантийные и сервисные обязательства либо в случае их исполнения понесет огромные денежные затраты и убытки… Данные обстоятельства относятся к существенным нарушениям условий договора и являются основанием для его расторжения и возврата товара», — заявил представитель СММ в суде.
Также СММ не устроило отсутствие каталогов запчастей на русском языке, которые «Либхерр» обязался предоставить не позднее июня 2022 года. Это лишает СММ возможности приобрести необходимые запчасти самостоятельно, заявили в суде представители компании.
Арбитраж разбил аргументы СММ. Петербургская компания ссылалась на международные санкции, прежде всего на решение Совета Евросоюза от 31 июля 2014 года «Об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине». И получила отповедь от судьи Натальи Ларионовой, указавшей представителям СММ, что контракт с «Либхерром» подписан спустя более 6 лет после вынесения Советом Евросоюза первого санкционного решения.
Не впечатлило судью и отсутствие русскоязычных каталогов — представители СММ вспомнили о них спустя 2 года после поставки оборудования.
СММ предстоит оспорить решение в апелляционном суде или выплатить «Либхерру» 0,9 млн евро долга со штрафными санкциями.
СММ — один из крупнейших в России производителей кранов, которые в основном используются на портовых терминалах и морских судах.
В 2024 году ЗАО «СММ» поставило четыре портальных крана серий «Аист» и «Витязь» на терминал Lugaport холдинга «Новотранс» в порту Усть–Луга; завершило испытания трех специальных офшорных кранов «С 750» собственного производства (предназначены для эксплуатации на ледостойких стационарных платформах) и доставило партию крупногабаритных металлоконструкций портального крана «Витязь» в Находкинский морской торговый порт.
ЗАО «СММ» позиционирует себя как управляющую компанию бизнес–группы, в которую также входят ООО «СММ–Тяжмаш». В 2020 году группа «СММ» включена в перечень системообразующих предприятий Минпромторга. Ни одна из компаний группы не публикует в СПАРК свои финансовые результаты.
«ЗАО “СММ” вряд ли может рассчитывать на полное расторжение договора и возврат товара обратно поставщику, после того как он передан 2 года назад. Скорее, речь может идти о взыскании убытков с поставщика в связи с неполным исполнением обязательств в виде сервиса, документации на русском языке и пр. В целом, отмечу, покупатель пошел на определенный риск, заключив данный договор в нынешние непростые времена», — говорит партнер юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов.
Исполнительный директор ООО «Северное море» (судостроительная компания из Ленинградской области) Елена Майданова полагает, что для крупнейшего в России производителя портальных кранов отсутствие гарантийных обязательств не может быть проблемой.
«Крупный производитель всегда может взять такие риски на себя и спокойно обеспечить работу. Налицо ситуация, когда фактически в России снова делаются только металлоконструкции, а основные узлы используются импортные. Я бы не стала на месте руководства ЗАО “СММ” называть себя полноценным производителем при такой работе. Полагаю, поставка “Либхерра” не прошла под требования 719–го постановления правительства о продукции российского происхождения. Плюс новые логистические цепочки подсказали более дешевые пути в Китае. А еще заказчики стали лояльнее смотреть на китайскую продукцию. Еще 5 лет назад все бы требовали поставку комплектующих от именитых производителей, таких как “Либхерр”. Сегодня и не “Либхерр” нормально воспринимается, если работает адекватно», — полагает руководитель «Северного моря».
СПРАВКА
Непубличное акционерное общество «СММ» зарегистрировано в Петербурге в 2002 году. Компания не раскрывает своих владельцев и финансовые результаты и имеет одну стопроцентную «дочку» — ООО «СММ–Тяжмаш». Профиль деятельности ЗАО «СММ» — «производство прочих подъемных кранов». Компанию возглавляет Олег Титберия, которого в бизнес–сообществе называют ее основным акционером.