07 февраля 2024 14:51
читать 8 минут

Дочернее предприятие Северной верфи пытаются обанкротить до национализации

Суд принял к производству заявление о банкротстве АО «Машиностроение СВ» — одной из пяти дочерних компаний Северной верфи, чьи акции Генпрокуратура пытается изъять в пользу государства.

Это вторая попытка обанкротить «Машиностроение СВ», случившаяся за неделю до судебного заседания, где решение о передаче его акций государству может вступить в законную силу, и спустя полторы недели после отказа признать компанию банкротом по иску другого кредитора, пишет «Деловой Петербург».

Эксперты полагают, что кредиторы хотят получить контроль над активами компании до того, как Генпрокуратура завершит процедуру национализации ее акций.

СПРАВКА

  • В декабре 2023 года Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области удовлетворил пять исков Генпрокуратуры РФ об отмене итогов приватизации и изъятии в пользу государства акций дочерних предприятий ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь»»: акционерных обществ «Норд–Вест СВ», «Машиностроение СВ», «ЭФеС СВ», «Инструмент СВ» и «Нива СВ». Ни одно из решений не вступило пока в законную силу — сторонам предстоит встретиться в апелляционном суде. Северная верфь входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Петербургский арбитраж принял к производству заявление о признании «Машиностроения СВ» банкротом 1 февраля. Кредитор — бизнесмен из Амурской области Аркадий Алферов. Он добивается банкротства «Машиностроения СВ» из–за долга 450,4 тыс. рублей, история появления которого в материалах судебного спора пока не опубликована. Заседание, на котором суд рассмотрит претензию по существу, назначено на конец марта.

Аркадий Алферов не стал объяснять, почему из–за сравнительно маленького долга он пытается инициировать банкротство «Машиностроения СВ», вместо того чтобы предъявить иск о взыскании суммы. «Долг я приобрел. Там долг–то небольшой… Кредиторов много. Задолженность небольшая, там даже говорить–то не о чем. Соответственно, рассчитываю, что однажды со мной рассчитаются и все. Чем скорее это произойдет, тем больше я буду рад», — заявил изданию бизнесмен.

На сегодняшний день портал «Электронное правосудие» зарегистрировал восемь желающих обанкротить «Машиностроение СВ». Суммы всех претензий не опубликованы, самым крупным кредитором можно считать пока МИФНС–19, которая требует 104,2 млн рублей налоговой задолженности. Остальные кредиторы — физические лица, среди них Александр Кряжев, которому, по данным Государственного информационного ресурса финансовой отчетности, к началу 2022 года принадлежало 29% акций АО «Антал СВ».

Владельцем 41,5% «Антала СВ» госресурс называет Тимура Абдурахманова — того самого, у которого Генеральная прокуратура пытается изъять в пользу государства акции четырех «дочек» Северной верфи: «Машиностроения СВ», «ЭФеС СВ», «Инструмента СВ» и «Нивы СВ». Около 30% акций «Машиностроения СВ», в попытке обанкротить которое Александр Кряжев принимает участие, у ООО «НПО “Топаз”» (50% у Тимура Абдурахманова).

До октября 2023 года Александр Кряжев возглавлял принадлежащее Тимуру Абдурахманову ООО «Мортранс» — оно тоже банкротится по инициативе ярославского бизнесмена Владимира Зеленова. В 2019 году тот приобрел у «Мортранса» танкер, развалившийся по пути из Петербурга в Ярославль, суд признал вину в происшедшем «Мортранса», взыскал с него почти 9 млн рублей, но «Мортранс» не расплатился.

Возглавляет «Антал СВ» Алексей Кряжев — вероятно, брат Александра. Алексей Кряжев возглавляет также АО «Инструмент СВ», чьи акции Генпрокуратура пытается национализировать.

Из восьми заявлений об участии в банкротстве «Машиностроения СВ» суд пока рассмотрел по существу одно — предпринимателя Константина Чеботарева. Право истребования 410 тыс. рублей он, как и Аркадий Алферов, перекупил у другой компании, выигравшей у «Машиностроения СВ» соответствующий арбитражный спор.

24 января суд отказался признать «Машиностроение СВ» банкротом по заявлению Константина Чеботарева.

Активы «Машиностроения СВ» самой компанией оцениваются в 1 млрд рублей – это стало известно из материалов другого дела, в котором «Машиностроение СВ» оспаривало принятие к производству заявления Чеботарева.

«Машиностроение СВ» — на сегодняшний день единственная из пяти подвергшихся процедуре национализации «дочек» Северной верфи, которую пытаются обанкротить. Она же - самая успешная из этих пяти компаний: ее выручка, по данным СПАРК,  за 2022 год составила 147,2 млн рублей.

Владелец производящего дизельные электростанции ООО «Ленинградский завод точного машиностроения» (ЛЗТМ) Валерий Азарко полагает, что в данной ситуации осмотрительность следует проявить руководству «Машиностроения СВ» и кредиторам.

«Считаю важным обратить внимание на два основных момента. Во–первых, насколько объективна история возникновения кредиторской задолженности, иными словами, не «нарисована» ли она с целью получения контроля над предприятием и его активами. Второе — если задолженности окажутся сомнительными и попадут в управление государством, клубочек размотают, выяснится, что задолженностей быть не могло, и спросят за сговор с бывших руководителей национализированной компании и представителей ее кредиторов», — говорит владелец ЛЗТМ.

Партнер юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов полагает, что в случае запуска процедуры банкротства «Машиностроения СВ» последствия изъятия его акций Генпрокуратурой могут оказаться ограниченными.

«Законодательство о банкротстве в определенной степени конкурирует с корпоративным. Если компания попадает в банкротство, назначается арбитражный управляющий и образуется комитет кредиторов. Именно они определяют ключевые вопросы деятельности предприятия, в том числе связанные с его имуществом, а не собственник или директор. При определенном сценарии назначенный государством после получения акций «Машиностроения СВ» директор может оказаться вовсе отстраненным от управления компанией…» — отмечает Александр Арбузов.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: