Дочернее предприятие ОСК будет делать азимутальные движители с партнером из Китая
«Дочка» Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) учредила компанию «ОСК.Винтех» в Нижнем Новгороде, 30% нового предприятия принадлежат китайской «Уси Жуйэфру Системы Судового Движения».
Китайский партнер ОСК никогда ранее в российском бизнесе не участвовал и в российское информационное пространство не попадал, пишет «Деловой Петербуг».

Основной пакет российско–китайского ООО «ОСК.Винтех» принадлежит петербургскому Центру продуктовой специализации «ОСК–движение». Это 100%–ное дочернее предприятие ОСК, созданное для разработки, проектирования, производства и сервисного обслуживания пропульсивных комплексов морских и речных судов и военных кораблей.
Второй участник новой компании – китайская фирма «Уси Жуйэфру Системы Судового Движения». Коллеги из Китая полагают, что такая русская транскрипция подходит лишь к одной компании — Wuxi Ruifeng Marine propulsion Co., Ltd. Wuxi Ruifeng расположена в городе Уси в провинции Цзянсу. Основной вид деятельности предприятия — проектирование и производство судовых азимутальных движителей с диапазоном мощности от 60 до 3500 л. с.
Азимутальный движитель — это вращающийся в горизонтальной плоскости гребной винт, закрепленный на поворотной колонне. В отличие от традиционных винтов, направление тяги здесь может быть мгновенно изменено на 360°, что дает судну повышенную маневренность. Такие устройства применяются прежде всего на буксирах и морских автомобильных паромах.
Знакомые с ситуацией участники рынка полагают, что с помощью китайского партнера ЦПС «ОСК–движение» собирается наладить производство азимутальных движителей в России.
Новая компания «ОСК.Винтех» зарегистрирована по тому же адресу в Нижнем Новгороде, что и завода «Красное Сормово» (100%–ная «дочка» ОСК) . Это позволяет предположить: производство азимутальных движителей планируется организовать на мощностях нижегородской верфи, показавшей очень хорошие финансовые результаты за 2024 год — выручка компании составила 13,9 млрд рублей.
Проектное бюро ЦПС «ОСК–движение», основного участника новой компании, находится в Петербурге. Производственные мощности компании располагаются на базе калужского Опытного завода «Вега» (филиал северодвинского АО «Центр судоремонта “Звездочка”») и Центра пропульсивных систем «Звездочки», которая также входит в ОСК. Свои финансовые результаты компания не публикует, уставный капитал ЦПС «ОСК–движение» — 0,6 млрд рублей.
Создание «ОСК.Винтех» — второй крупный проект ОСК за 2025 год, связанный с Петербургом и Нижним Новгородом. Этим летом группа компаний «Морские и нефтегазовые проекты» приобрела предприятия петербургского военно–промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ). Причиной поглощения КМЗ назывались планы ОСК сделать КМЗ базовой площадкой для производства импортозамещающего малооборотного двигателя большой мощности для крупнотоннажных транспортных судов торгового флота. По данным холдинга, суммарная выручка его предприятий за 2024 год превысила 8 млрд рублей.
По словам первого заместителя генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Льва Засыпко, в России уже производятся азимутальные движители в требуемом диапазоне мощностей.
«Потребность на текущий момент удовлетворена в основном для гражданского судостроения среднего тоннажа, но с оговорками. Полностью и беспроблемно закрыть все потребности флота, особенно в части самых мощных и надежных установок для тяжелых ледовых условий, — это задача на ближайшие годы. Промышленность активно над этим работает, и прогресс за последние 5 лет значительный. Основные проблемы традиционны. Первым сериям российских движителей не хватало надежности подшипниковых узлов, сальников, электронных систем управления. Не все комплектующие производятся внутри страны (например, некоторые подшипники качения, элементы системы управления). Не всегда хватает мощности и ледового класса — реальный опыт эксплуатации самых мощных и надежных установок в тяжелых арктических условиях у России пока невелик. К тому же спрос на новые суда огромен (в рамках программ обновления флота), и производственные мощности производителей движителей могут быть “узким местом”, создавая очередь на изготовление», — говорит руководитель МКС.
Партнер юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов не усматривает каких–либо особенностей в арбитражных спорах с участием китайских контрагентов по сравнению с другими спорами. Но отмечает досудебный нюанс.
«Как показывает опыт, бизнесмены из КНР заключают такие же договоры, как и любые другие партнеры. Однако следует иметь в виду, что китайцы очень любят добавлять в договоры специальные новые условия в самом конце сделки, когда, казалось бы, все уже давно согласовано. На это следует обращать внимание, чтобы на радостях от заключенной сделки не принять на себя дополнительные обязательства, о которых потом забудете и окажетесь в суде. В остальном китайцы такие же, как и все, — любят поторговаться и потребовать как можно больше денег вперед», — говорит эксперт.
СПРАВКА
«ОСК.Винтех» зарегистрировано в Нижнем Новгороде 11 августа 2025 года по тому же адресу, что и ПАО «Завод «Красное Сормово»» ОСК. Основной вид деятельности компании — «производство двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей», уставный капитал — 300 тыс. рублей. 79% «ОСК.Винтех» принадлежат петербургскому ООО «ЦПС «ОСК–движение»» (100%–ная «дочка» ОСК), 30% у китайской «Уси Жуйэфру Системы Судового Движения».