05 июня 2025 09:32
читать 14 минут
IT

До Nintendo как до Китая: в России представили игровую консоль, которая должна заработать через пять лет

IT-холдинг FPlus представил свой прототип российской портативной консоли, аналога Nintendo Switch. Вскоре после презентации обнаружилось, что консоль один в один можно купить на Aliexpress. Mashnews разбирался, почему в консоли нет ничего российского, кроме букв на кнопках, и нужна ли рынку вообще подобная консоль.

Консоль без игр

На ИТ-конференции ЦИПР холдинг FPlus 2 июня показал прототип портативной игровой консоли. Простыми словами это ручной девайс исключительно для игр, как Nintendo Switch, Steam Deck, а для тех, кто постарше - PSP или GameBoy. Таких девайсов российского производства не существовало. FPlus решили исправить это и начали работу.

Представленный прототип существует в трех вариантах. Каждый под разную операционную систему: Alt OS, Аврора или Uncom OS. Все три российские. По словам пресс-службы FPlus, там уже есть возможность установки игр различной степени сборки. Разработка предназначена для тестирования производительности консоли и получения информации для отладки. То есть работа не окончена.

Как рассказал Mashnews руководитель организации Развития видеоигровой индустрии (РВИ) Василий Овчинников, сейчас надо придумать, во что играть на российских ОС.

«Что касается программной части, в частности, портирования игр на ОС «Аврора», мы совместно с FPlus пробуем запустить этот процесс. Пока речь идет в основном о менее ресурсоемких проектах, но важно, что какая-то часть отечественных игр может быть адаптирована для новой платформы пока на планшетах Fplus c ОС Аврора. И это вроде у нас получается», - говорит он.

Согласно дорожной карте, которую совместно с правительством РФ разработали видеоигровые ассоциации (имеется в распоряжении Mashnews), в 2024 году была поставлена задача за последующие пять лет обеспечить «появление хотя бы одной игровой консоли». Правда, под нее нужны игры, потому что без них она никому не нужна.

Внешней отличительной особенностью прототипов консолей являются буквы на кнопках, это первые четыре буквы российского алфавита. Из-за этого девайс уже прозвали АБВГ-дека.

Разработчики сразу сознались, что внутри консоли нет ничего российского. Но в ближайшие пять они намерены довести содержание российского «железа» до 20, а то и до 40 процентов.

«У Fplus есть долгосрочная дорожная карта по созданию консоли, которая рассчитана на 5 лет и включает возможность частичного перехода на российскую ЭКБ (от 20 до 40%), в перспективе — использование отечественного процессора и внесение устройства в реестр Минпромторга», - заявили в компании.

«Хлеб» FPlus сегодня - это служебные смартфоны, планшеты, компьютеры, системы хранения данных и сервера. Все это имеет ограниченные функционал, поскольку предназначено для структур, в которых не может быть утечек.


Китайский след

Сразу после презентации обнаружилось, что такая же консоль, только с кнопками без букв русского алфавита, уже продается на Aliexpress за тысячу долларов. Она называется Terrans force handle 5. У нее следующие характеристики: процессор AMD Ryzen 7 7840U (8 ядер, 16 потоков, до 5.1 ГГц, 28 Вт), графика Radeon 780M (до 2700 МГц), 16/32 ГБ LPDDR5 6400 МГц, SSD PCIe 4.0 1 ТБ.

Директор департамента индустриальных программно-аппаратных комплексов производителя электроники Fplus Илья Левчук отметил, что, во-первых, для консоли просто не существует базы.

«Работая над этим проектом, мы столкнулись с рядом сложностей. Во-первых, это отсутствие отечественной компонентной базы«.

Во-вторых, нет экосистемы.

«Необходимо параллельно создавать как тайтлы новых игр, так и в целом рассматривать интеграцию с магазином игр, аналогичный иностранным, например, VK Play».

В-третьих, никто не верит, что все получится и нужна ли вообще российская консоль.

«[Существует] скепсис в отношении необходимости создания российской консоли, обусловленный тем, что рынок уже поделен между иностранными игроками, а подобные концепции в других странах, как правило, не были успешны. Подобный взгляд на импортозамещение мы наблюдали в сфере вычислительной техники и программных продуктов до 2022 года», - говорит Илья Левчук.

Как отмечает главред Gaming.News Игорь Белкин российские ОС сильно отстают от мировых. - Alt OS, Аврора и Uncom OS (это Linux, в разных ипостасях -прим. ред.) — это попытки создать локальные альтернативы, но по факту — они пока не конкурируют ни с одним из технологических стандартов — ни с Windows, ни с SteamOS; вопросы совместимости тоже, мягко говоря, есть — я сомневаюсь, что какой-нибудь Ubisoft (компания, специализирующаяся на разработке компьютерных игр – прим. ред.) будет заморачиваться поддержкой «Авроры» или чтобы новый «Ассассин» корректно запускался на Альт ОС. То есть у российских ОС как закрытых нишевых решений с госсубсидией, — будущее есть (вернее, это их настоящее), о массовом потребительском рынке тут речи не может идти в текущем виде».

Тем не менее, FPlus готовы помогать. Как рассказал Mashnews Василий Овчинников из РВИ, пока FPlus проявила инициативу, чтобы показать, что она способна создавать подобный продукт.

«Презентованное компанией FPlus устройство - их собственный проект, и они изначально открыто говорили, что аппаратная часть будет собрана на базе зарубежных комплектующих. На данном этапе они профинансировали разработку самостоятельно, чтобы продемонстрировать свою техническую возможность и реализуемость идеи. Компания FogPlay (MTC) также запустила свою платформу для возможности играть в игры на стиме на телевизоре», - рассказывает он.

Вопрос в том, кто за все заплатит. Дело в том, что государство - ненадежный партнер, когда речь идет о таких инновациях. Не видя результата, оно может и прекратить финансирование.

«Одним из главных вызовов оставалось отсутствие системного индустриального драйвера с инвестиционным ресурсом и компетенциями, который будет готов взять на себя реализацию всей продуктовой цепочки: от концепции и дизайна до производства и распространения. Это не может быть исключительно роль госструктур с их фрагментарными мерами поддержки или отраслевых ассоциаций, нужна бизнес-инициатива. Если игры FPlus готовы взять на себя эту функцию, остается пожелать им успеха и дальнейшего движения вперед. Мы готовы помочь экспертизой и связью с разработчиками видеоигр», - говорит Овчинников.

Игорь Белкин сомневается в успехе. «Steam Deck стал успешным не потому, что «Америка круто», и не потому что это маленький компьютер с тачскрином — тут помимо этого еще и целая экосистема «Стима», привычная, и вся твоя библиотека игр уже там. Как с нуля без доступа к технологиями, без партнерств в условиях санкций и прочая это победить? Никак».


Все упирается в требовательность игрулек

Разработчик игр Даниил Никитин считает, что государству не стоит вмешиваться в проекты сугубо коммерческого назначения.

«Заявлений звучит очень много. Из того, что реально в России создавали и при этом не находили на Aliexpress, были Android-приставки к телевизору, которые позволяют запускать приложения Android (в их числе приставка от FogPlay, о которой говорил Овчинников, - прим. ред.). Попыток приблизиться к чему-то вроде Xbox или PlayStation в России не было. Кроме процессоров «Байкал» Россия ничего высокотехнологичного не производит. Кроме рассказов о величии страны и желания распила, я целей не вижу. Подавляющее большинство стран живут без своих консолей, и они как-то живут. Это сугубо коммерческий вопрос, не нужно здесь государство. Если есть компания, которая считает, что она может произвести консоль и забрать себе долю рынка, то это ее дело, а не государства», - объясняет Никитин.

Василий Овчинников отмечает, что делать игры суверенными не нужно.

«Мы отдавали себе отчет, что в текущих условиях большинство аппаратных компонентов консоли будут иностранного производства, при этом в проекте будет использоваться собственная инженерная база и определенные элементы локального производства. Современные высокотехнологичные продукты по своей природе являются результатом международной кооперации, и здесь не должно быть иллюзий. Главное - чтобы рынок для нее был не только российский, и там в основе были игры сделанные российскими студиями», - считает он.

Игорь Белкин отмечает, что ситуация на рынке следующая: «Конкуренция бешеная. Valve, Asus, Lenovo, еще с полдюжины именитых компаний выпускают свои ПК-портативки; половину рынка плотно держит Steam Deck и никуда не собирается, Asus попытается отгрызть кусок у Valve с помощью грядущего осенью Rog Ally 2, Lenovo выпускает версию портативки на SteamOS, Microsoft собралась входить на этот рынок со своим решением и т.д. Кроме упомянутых компаний, весь Amazon, Aliexpress и прочие маркетплейсы буквально завалены портативными ПК-консолями, от маломощных насквозь пропираченных эмуляторов старых приставок до флагманских стоимостью в районе $1000».

CPO (директор по продукту) издания Gaming.news Василий Булгаков говорит, что пока в России ничего подходящего, чтобы успешно импортозаместить «железо» нет, но работа ведется.

«Чипы для процессоров у нас не производят. Да, «Байкал» наши проектировали, но производство-то происходило в Тайване. Из-за отсутствия [больших] объемов производства даже «Байкала» - они очень дорогие для своей мощности. Появится ли что-то достойное в ближайшее 3 года? Вряд ли. В ближайшие 5-10 лет? Возможно, наши все-таки разрабатывают собственные чипы. Вычислительные мощности нужны в идеале такие, чтобы эксклюзивы выдавали 60 ФПС (считается оптимальной частотой кадров для игр – прим. ред.), а другие поддерживаемые игры хотя бы 30-40. То есть тут все упирается в требовательность игрулек», - говорит эксперт.

По его словам, портативные консоли до сих пор актуальны, и, если будут хорошие российские игры, то будет и спрос на приставки.

Главный редактор Gaming.news Игорь Белкин говорит, что будущее у проекта есть только в репортажах госканалов. «Можно собрать плату на «российском» чипсете, можно напечатать к этому всему корпус в Казани — но пока это будет дороже, слабее и менее надежно, чем китайские аналоги. Нужно ли? В оборонке, в госпроектах — да. В потребительской электронике — только если мы говорим о политической витрине, а не о рыночной логике», - говорит он. Чтобы быть конкурентоспособной, российской консоли надо выполнить следующие условия: решить проблему садящейся за два часа батареи и нагрева корпуса при сохранении производительности — вот получится то, чего не хватает, считает Белкин.

СПРАВКА MASHNEWS

ИТ-холдинг Fplus объединяет несколько компаний, занимающихся разработкой решений для корпоративного и госсектора и производством потребительской электроники. У дистрибутора ИТ-оборудования - ООО «МКТ», работающего под брендом Fplus, - в 2021 году выручка составила 175 млрд рублей, прибыль — 8,6 млрд.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!