Для локального использования: в Калининграде начнут сборку компактного электромобиля под собственным брендом
Калининградский завод «Автотор» запускает в производство новую модель, которая получила название «Амберавто А3». Это сугубо городской электрический хэтчбэк, цена которого с учетом субсудии по госпрограммам должна составить около 2 млн рублей. На продажи в сегменте «электричек» новинка никак не повлияет, уверены эксперты. Mashnews разбирался в причинах бесперспективности проекта.
49 лошадиных сил и 100 километров в час
А3 анонсирован на официальном сайте «янтарной» марки: там появился его силуэт и описание. «Амберавто» - собственный, только-только запущенный бренд «Автотора», под которым планируется выпускать исключительно электромобили. Однако слово «собственный» в данном случае не следует понимать буквально: модель А3 – не российская разработка, она, по новейшей традиции отечественного автопрома, представляет собой перелицованный китайский автомобиль.
Речь о компактном четырехместном хэтчбэке JMEV EV3. Первые машинокомплекты которого поступили в Калининград еще в феврале. Под новым брендом в России эта машина должна поступить в продажу во второй половине 2024 года, стоимость официально пока не объявлена, но, вероятнее всего, ценник будет равен двум миллионам рублей, но с важной оговоркой: такая цифра – только с учетом субсидии.
«Это небольшой электромобиль. Если есть «Амберавто А5» (седан, их сделано около 200 штук, и они ездят преимущественно по Калининградской области), то «Амберавто А3» – машина поменьше, клон, машина того же производителя, что и А5», - рассказывает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
По словам собеседника Mashnews, ничего особенного ни
внешне, ни внутри эта модель собой не представляет. «Самый обычный
переднеприводный, четырехместный хэтчбэк длиной 3,7 метра, примерно как Hyundai Getz. Большой дисплей по центру, который
совмещает в себе абсолютно всё, а-ля Tesla, больше нет никаких кнопок, ничего», - говорит
эксперт.
В масштабах области
На официальном сайте говорится о 90-процентной локализации, но – в будущем. Пока же А3 будет отличаться от своего китайского прародителя только российским шильдиком и русифицированной мультимедийной системой.
Автомобиль предполагается сугубо городским: мало того, что мощность электромотора всего 49 л.с., а максимальная скорость – 100 км/ч, так еще и батарею можно назвать откровенно слабой. «Она небольшая, от 20 до 30 кВт-ч, и максимум, что из нее можно выжать в плане запаса хода – это километров 350», - отмечает Максим Кадаков.
Производитель приводит схожие цифры, официально на одной зарядке А3 сможет проехать 320 километров. Главный редактор «За рулем» считает это вполне достаточным:
«В масштабах небольшой Калининградской области и при спокойном температурном режиме, без супержары летом и суперхолода зимой, этот автомобиль может быть вполне актуальным». А вот от Москвы до Санкт-Петербурга на нем доехать не получится.
Нулевые перспективы
Опустим стандартные вопросы об эксплуатации электромобилях в Сибири и условиях Крайнего Севера – «Амберавто А3» вряд ли рассчитан на покупателей из Норильска, Воркуты и Салехарда. Главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин задается вопросом более глобальным: зачем выводить такие модели на рынок в принципе.
«Хорошо бы понять перспективы не только этой машины, но и «Амберавто» в целом. Да, собирать электромобили – на данный момент самое простое решение, технологически это не так сложно, как сборка «традиционных» автомобилей. Но нужно ли нам при существующей (явно недостаточной) инфраструктуре получить еще энное количество электромобилей? Очень сильно сомневаюсь», - говорит Ракитин.
По его словам, в бюджетном сегменте, где продается Evolute i-Pro, особого интереса к этим машинам нет, а дорогие электромобили, такие как Zeekr и Voyah, покупают совершенно другие люди, те, кто еще совсем недавно ездили на BMW, Porsche и Mercedes.
«Нет у нас сейчас такого рынка, чтобы постоянно предлагать новые «электрички», в силу объективных причин, - уверен эксперт. - Нам это не надо. А то, что нам надо (компактные городские седаны, фургончики, маленькие кроссоверы) – нам не предлагают, Китай их просто не производит».
А что насчет целевой аудитории? Максим Кадаков не видит в качестве потенциальных покупателей А3 корпоративные парки: «Если А5 можно использовать в такси (порядка пятидесяти таких машин сейчас работают в Калининграде), то у маленького А3 сфера применения гораздо уже, автомобиль предназначен для частников. Что до цены, то два миллиона – звучит неплохо, но надо помнить, что это с учетом госпрограмм, т.е. вы должны оформлять кредит со всеми вытекающими. Цена «в лоб» будет гораздо выше».
Идея выпуска небольших городских авто с электромоторами, конечно, имеет право на жизнь. Но пример марки Evolute показывает, что даже при наличии достаточно богатого модельного ряда на более-менее ощутимый коммерческий успех рассчитывать в таком случае не стоит. И вопрос «зачем» в случае с «Амберавто» остается открытым. Штучный товар по цене «Весты» и «Соляриса», неактуальный ни для госзакупок, ни для использования в такси – вряд ли это можно назвать «бомбой» на российском авторынке, даже в «электрическом» его сегменте.