19 мая 2023 17:23
читать 9 минут

Дизель на паузе: "Алроса" судится с ФАС, разрешившей покупать топливо у новых поставщиков

Алмазному гиганту «Алроса» не дали закупить дизельное топливо на 4 млрд рублей. Как он обходится без такого объёма солярки — непонятно. Добытчик алмазов оспаривает решение Федеральной антимонопольной службы в суде.

Новичкам здесь не место

29 мая Арбитражный суд Москвы рассмотрит иск ПАО «Алроса» к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России. В конце прошлого года антимонопольное ведомство не дало компании совершить закупку дизельного топлива «Арктическое» на 4 млрд 24 млн рублей. Причиной стали условия закупки, согласно которым шанс осуществить столь крупный заказ появлялся лишь у тех компаний, которые ранее уже поставляли «Алросе» специальное дизельное топливо для арктических широт на сумму более 90 млн рублей.

Объявление о закупке появилось на Единой электронной площадке «Росэлторг» 14 декабря прошлого года. Как следует из текста решения ФАС России, заявки от участников принимались до 31 января 2023 года. Но ещё 13 января, не дожидаясь подведения итогов конкурса, в антимонопольное ведомство подало жалобу АО «Вертикаль».

В разные годы эта компания уже поставляла арктическое топливо для нужд АО «РЖД», АО «ЮЭСК» и других крупных игроков.

Но, изучая конкурсную документацию, в АО «Вертикаль» пришли к выводу, что претендовать на заказ «Алросы» они не смогут. В жалобе компания указала, что сведения об опыте сотрудничества по аналогичным заказам в адрес других хозяйствующих субъектов не учитываются.

В ФАС согласились с тем, что доводы АО «Вертикаль» справедливы. Жалоба компании 27 января была признана обоснованной, действия ПАО «Алроса» в ФАС назвали нарушающими 223-й ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Компании было выдано предписание на устранение нарушений.

Также в ФАС решили возбудить в отношении ПАО «Алроса» дело об административном правонарушении.

На обжалование решения ФАС ПАО «Алроса» дали три месяца. В Арбитражный суд Москвы компания обратилась буквально в последний день — 28 апреля.

Без закупки


Фото: Алексей Курило

Таким образом, «Алроса» не смогла купить арктического топлива более чем на 4 млрд рублей. Как сообщили MASHNEWS в пресс-службе ФАС России, компанию обязали внести изменения в закупочную документацию и назначить новые даты тендера. Заказчик предписание исполнил, вопрос о возбуждении административного дела пока решается.

«Действительно, в отдельных случаях крупные заказчики применяют формулировки, позволяющие получать контракты только ранее сотрудничавшим с таким заказчиком участникам закупок. Однако они не являются массовыми и всегда квалифицируются ведомством как нарушения закона», — рассказали MASHNEWS в пресс-службе ФАС России.

Рискнём предположить, что отмена крупного тендера стала для ПАО «Алроса» неприятным сюрпризом. В Якутии очень плохо развита дорожная сеть. Например, до посёлка Мирный, где зарегистрирована «Алроса», с «большой земли» есть зимник от города Усть-Кут в Иркутской области. Расстояние — около 1,2 тысячи километров, дорога занимает больше двух суток. Действует зимник с декабря по апрель. В остальное время по этой дороге может пройти лишь гусеничная техника, да и то не вся.

Как вмешательство ФАС и отмена конкурса сказались на поставках топлива для нужд «Алросы», осталось неизвестным. На запрос MASHNEWS компания не ответила. Промолчали и в АО «Вертикаль».

СПРАВКА MASHNEWS:
ПАО «Алроса» зарегистрировано в 1992 году в Мирнинском улусе, в посёлке Мирный Республики Саха (Якутия). Деятельность компания также ведёт в Архангельской области, кроме того, разрабатывает алмазные месторождения в Анголе и Зимбабве. Выручка ПАО «Алроса» в 2021 году составила 261,8 млрд рублей, чистая прибыль — 87,9 млрд рублей, размер активов — 509 млрд рублей.

АО «Вертикаль» зарегистрировано в 2007 году, основной вид деятельности — торговля твёрдым, жидким и газообразным топливом. Выручка по итогам 2022 года — 28,8 млрд рублей, убыток — 78,3 млн рублей. Активы — 5,3 млрд рублей.

Бизнес проходит мимо


Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Сам факт того, что компания «Вертикаль» решила оспорить условия тендера ПАО «Алроса», дискриминирующие игроков со стороны, — важный прецедент на рынке торговли топливом. Большинство трейдеров в такие конкурсы не вмешиваются, хотя эти закупки и представляют для них потенциальный интерес. Об этом MASHNEWS рассказал коммерческий директор ООО «ТК »Сокол« (специализируется на оптовой торговле нефтепродуктами) Илья Суворов.

В его практике были жалобы в ФАС на условия заказчиков. Решения выносились разные, но наш собеседник обратил внимание на интересную деталь — в большинстве случаев при рассмотрении подобных дел антимонопольное ведомство брало паузу.

«У меня были разбирательства, когда представители регионального управления ФАС объявляли перерыв, чтобы проконсультироваться с Москвой, как им действовать. Это говорит о том, что у ведомства нет практики по этой теме», — предположил Илья Суворов, но подчеркнул — проблема острая, с невыполнимыми условиями трейдеры сталкиваются регулярно.
«Заказчики часто выставляют нереальные требования для сторонних игроков. 80–90% таких тендеров — это »договорняки«, — считает эксперт.

Суворов отметил, что, с одной стороны, заказчиков понять можно, трейдеров на рынке много, и далеко не все они имеют возможность реально исполнить контракт, особенно если речь идёт о крупных поставках в труднодоступные территории.

Но, с другой стороны, для добросовестных участников рынка создаются такие условия, что получить крупный заказ становится нереально. Если оспорить пункт об опыте сотрудничества с заказчиком ещё возможно, то некоторые другие условия тендеров приводят средний бизнес в изумление.

Суворов привёл случай из своей практики, когда несколько лет назад его компания пыталась получить контракт в Роскосмосе на поставку ракетного топлива.

«Наша компания участвовала в заказе на 400 млн рублей на поставку ракетного топлива марки РТ. Так вот, Роскосмос официально выставил требование, что обеспечительный платёж составляет 400 млн. Отсрочка платежа для малого и среднего бизнеса — семь дней, но это с момента приёмки документов, а рассматривать их они могут месяц-два. Получалось, что я должен поставить топливо на 400 миллионов, заморозить такую же сумму на счёте и ждать месяц, чтобы получить примерно 450 миллионов», — привёл пример Илья Суворов.

Как сложатся отношения «Вертикали» и «Алросы» после жалобы в ФАС и судебного разбирательства, эксперт прогнозировать не решился, но сказал, что такие тяжбы участниками рынка, как правило, воспринимаются как рабочий процесс без перехода на личности. Поэтому в теории после разрешения противоречий у сторон может появиться шанс наладить сотрудничество.

Сейчас условия контрактов, даже крупных, для трейдеров не самые выгодные.

«В девяностые годы маржа была совсем другая. Для поставщиков закладывали маржу 30%, было и авансирование. Сейчас мы зарабатываем 3–5%, при этом только накладные расходы — 1,5–2%, плюс налоговые отчисления — 1%. В итоге получается, что ты работаешь просто так. Ещё и преодолевая разные препятствия», — резюмировал Илья Суворов.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент