30 апреля 2025 15:01
читать 12 минут

Дилеры предложили план спасения российского автопрома

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» выступила с предложениями по стабилизации ситуации на российском авторынке. Ключевых позиций три: заградительные пошлины на ввоз новых машин и машинокомплектов, отказ от дальнейшей электрификации автопарка, защита покупателей и дилеров от внезапного ухода с рынка того или иного производителя. Но такой план может оказаться не спасением, а контрольным выстрелом в голову.

Запрет импорта и крест на электромобилях

Глава Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин 29 апреля выступил с развернутым комментарием, в котором объяснил, как должен развиваться отечественный авторынок на фоне той кризисной ситуации, в которой оказался на сегодняшний день. Основных направлений, по мнению спикера, три.

Первое: ввоз автомобилей из-за рубежа должен быть фактически упразднен в пользу производства новых машин непосредственно в России. Для этого Подщеколдин предлагает ввести «заградительный барьер для тех автопроизводителей, которые осуществляют ввоз либо собранных автомобилей, либо машинокомплектов для так называемой SKD сборки». В качестве одного из рычагов, по мнению эксперта, может быть задействован утильсбор, освободить от уплаты которого необходимо те предприятия, где сборка осуществляется из 100-процентно российских компонентов.

Второе: в деле электрификации легкового транспорта следует поставить точку. Казалось бы, чем помешали «зеленые автомобили»? «Это увлечение приведет к тому, что внимание государства будет направлено не на развитие откровенно отсталого, классического автопрома, а на развитие автомобилей на «электротяге». Что в этом плохого? То, что в ближайшие годы мы не увидим ни современные ДВС, ни современные коробки передач, ни современные трансмиссии. А эти компоненты крайне нужны не только гражданскому автопрому, но и нашей оборонной автопромышленности», - считает Подщеколдин.

Третье и последнее: необходимо обезопасить как потребителей, так и дилеров от внезапного ухода с российского рынка того или иного производителя – на этот счет должна существовать некая страховка. В частности, считает глава РОАД, любой работающий на территории России автопроизводитель обязан гарантировать поставку запчастей на все проданные автомобили в течение пяти лет с момента их выпуска.

Пошлины ударят по продажам

Эксперты, опрошенные Mashnews, считают такой план не просто неэффективным, но и вредоносным для дальнейшего развития отечественного авторынка и автопрома. Вполне вероятно, что если реализовать предложения дилерского сообщества, этому сообществу просто нечем станет торговать.

«В РОАД не всегда понимают, о чем говорят, - комментирует инициативу Подщеколдина вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. – Они, к сожалению, не знают, что государство уже предприняло все меры по повышению утилизационного сбора, которые в период до 2030 года полностью отсекут и импорт автомобилей, и отверточную сборку. Все это просто невыгодно станет покупать».

«Странно, что инициировать введение заградительных пошлин пытаются люди, на 100% зависящие от продаж, - размышляет главный редактор Quto.ru (входит в состав Rambler&Co) Максим Ракитин. – Ведь это прежде всего ударит по дилерам. Дела у них и так идут не особо без всяких пошлин и утильсборов. Это напоминает мне сюжет из старого сатирического журнала вроде «Фитиля». Удивительно, что люди, которые занимаются автобизнесом, полагают, что запреты приведут к увеличению продаж».

«Мы и сейчас страдаем из-за того, что автомобили дико дорогие, - продолжает Ракитин. – Невозможно купить машину, не накопив какое-то количество зарплат. Облагать пошлинами машинокомплекты для сборки? Прекрасно, но чем господа из «РОАД» тогда будут торговать, «Ладами»? А ситуация с «Ладами» нам прекрасно известна: глава «АвтоВАЗа» лично говорил о том, что в конце 2024 года несколько десятков тысяч произведенных машин были еще не проданы».

Но дело не только в продажах. «Утильсбор стал неким инструментом замены импортных пошлин. Результат – увеличение стоимости автомобиля, как следствие – недовольство людей и снижение их благосостояния, рост протестных настроений. К сожалению, государство плохо разъясняет, почему цены на машины растут, и зачем вообще существует эта мера. Редко когда можно услышать хотя бы тезис о том, что сборка автомобилей здесь, в России, локализация производства создаст очень много дополнительных рабочих мест, даст налоги и так далее», - поясняет эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Отменить утильсбор или увеличить его?

Утилизационный сбор остается краеугольным камнем эволюции современного российского автопрома – абсолютное большинство игроков рынка считают его, как минимум, препятствием на пути к развитию, как максимум, дополнительным оброком, который крайне негативно влияет на рынок, делая машины практически недоступными для среднестатистического потребителя. Необходимо не увеличивать ставки утильсбора, а, напротив, его отменять, считает автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев. «На рынке из-за этого творится хаос, цены стали просто невероятными. Не говоря уже о том, что Россия – страна «полного цикла автомобилей». У нас на них ездят, пока они не развалятся. А там их сдадут на металл, какая утилизация?».

У Антона Шапарина есть сомнения и по поводу остальных двух пунктов. «Отказ от электрификации транспорта происходит сам собой, буквально на наших глазах – все больше людей понимают, что это не более чем игрушка, которая не имеет никакого смысла в российской реальности».

Игорь Юшков не видит «чрезмерного увлечения электромобилями» со стороны государства: «Есть определенные субсидии при покупке электрокаров, даже гибридов, но их в России производят крайне мало, они ничтожная часть рынка». Совсем другой вопрос – развитие электрической инфраструктуры за счет госбюджета. «Установка зарядных станций, бесплатное обеспечение электричеством – не совсем понятно, зачем мы это делаем. Или все эти заигрывания с водородной тематикой, ведь у нас даже водородная стратегия была своя. По факту – ни что иное, как попытка посмотреть на Запад и сказать: «Нам тоже это нужно». Но надо преследовать свои цели, ни на кого не оглядываясь».

«Французы из Renault ушли за два дня»

Что касается страховки от ухода, то, говорит Антон Шапарин, «есть вещи, которые невозможно реализовать юридически». «Что можно здесь сделать, создать гарантийный фонд?» - задается вопросом эксперт.

Французский концерн Renault работал в России на протяжении почти 30 лет – и ушел за два дня, напоминает Максим Ракитин: «История может повториться с любой компанией. Брать у них расписки, в которых говорится, что они обязаны за три месяца уведомить об уходе, или ловить за руку тех, у кого плохие продажи, и кто по этой причине возможно – возможно! – покинет рынок? Но кто этим будет заниматься, вопрос открытый. У РОАД нет таких полномочий, а у Минпромторга хватает других забот».

По мнению Игоря Юшкова, совершенно непонятно, как государство будет осуществлять контроль в этой сфере: «Даже если пообещать колоссальные штрафы тем, кто решит уйти, ничего не изменится. Их имущество просто будет арестовано и продано в счет погашения этих штрафов», - говорит собеседник Mashnews. Государство, считает Юшков, конечно, может установить определенные правила из категории «кто произвел автомобиль, тот обязан обеспечить его обслуживание», но эта схема не работает даже на примере китайских автопроизводителей, не ушедших или собирающихся уйти, а, наоборот, только-только пришедших на российский рынок.

Конец рынка автомобилей

Подводя итоги. Первая из инициатив может окончательно остановить продажу новых автомобилей в стране, негативно сказавшись при этом и на производителях. Электромобили занимают крайне малый сегмент рынка и совершенно точно не мешают продажам бензиновых и дизельных аналогов. Что же касается страховочных мер, то эта идея хоть и выглядит логичной, технически нереализуема.

Можно ли предложить другие, более действенные и не столь затратные меры? Максим Ракитин считает, что стимулом для покупателя может быть что-то нематериальное, от рассрочки, которую дилеры предлагают и так, до бесплатных сервисных программ, дополнительного оборудования, раньше включенного в стоимость автомобиля, а теперь предлагающегося бесплатно. В конце концов, подарки любят все. «У автобизнеса должно быть более человеческое лицо, - уверен эксперт. - А из последних высказываний многих его представителей складывается впечатление, что покупатель их совершенно не интересует, главное выжить самим».

Средняя скидка, которую готовы предоставить дилеры покупателям новых автомобилей, достигла 21% - такие данные приводит телеграм-канал «Автопоток» со ссылкой на исследование Авто.ру за первый квартал 2025 года. В ходе анализа учитывались бонусы за оформление кредита, страховки и трейд-ин. Цифра кажется приличной, но речь идет все же о скидках за счет использования клиентом ряда финансовых программ, а не подарках и «бесплатном» вместо «платного». 

Параллельно с этим склады по-прежнему затоварены новыми автомобилями, с новогодних праздников их число не уменьшилось и составляет порядка 500 тыс. штук, пишет глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков в своем телеграм-канале. 

«Российский авторынок сейчас напоминает хромую на три копыта лошадь. Нам предлагают еще раз в нее выстрелить – видимо, чтобы рынку пришел окончательный конец», - резюмирует Максим Ракитин.
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!