«Детский завод 2.0» выпустил второй поток школьников с рабочими профессиями
В Петербурге завершился второй поток масштабного профориентационного проекта «Детский завод 2.0», в рамках которого старшеклассники получают рабочие специальности. Обучение проводит военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ).

Церемония торжественного вручения свидетельств о присвоении профессии прошла 14 мая в Невской ратуше. Школьникам, успешно освоившим программу курса, вручили свидетельства «Чертежников» и «Слесарей по сборке металлоконструкций». Это официальные документы установленного образца, они отображаются в федеральной информационной системе ФРДО (Федеральный реестр сведений о документах об образовании).
Проект «Детский завод 2.0» - уникальная разработка КМЗ и школы №645 Санкт-Петербурга. Суть ее в том, чтобы школьники получают реальную профессию, по которой можно работать сразу после окончания обучения или же использовать полученные знания как плацдарм для получения инженерной специальности.
«Проект «Детский завод 2.0» задуман как мост между школой и профессией. Ранняя профориентация — это не просто слова, а возможность помочь еще в 9-11 классах примерить на себя роль слесаря или чертежника, и сделать осознанный выбор. Полученные свидетельства — это первый шаг к созданию бесшовной образовательной траектории «школа — вуз/ссуз — предприятие», которая гарантирует востребованность и уверенность в завтрашнем дне», - отметила на церемонии вручения свидетельств директор Учебного центра КМЗ Нина Мельник.
«Санкт-Петербург, как индустриальный центр России, нуждается в специалистах, которые с первых дней готовы решать сложные задачи. Проект доказал — ранняя профориентация, это не эксперимент, а необходимость», - подчеркнул заместитель председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Алексей Яковлев.
Старшеклассники записывались в проект по желанию. Всего во втором потоке «Детского завода 2.0» участвовало 50 человек, это учащиеся девятых-одиннадцатых классов.
Обучение длилось несколько месяцев. Вначале старшеклассники проходили теоретическую подготовку на базе своей школы — специалисты КМЗ рассказывали им об особенностях профессии, задачах, которые требуется выполнять. Особое внимание уделялось вопросам техники безопасности, ведь практическая часть подразумевала обучение работе с оборудованием на производственной площадке «Смоленская».
Школьники, осваивающие профессию слесаря, учились работать с металлом, проводить резку, сварку, собирать каркасы, крепежные элементы, изготавливать болты и гайки, среди самых сложных заданий — изготовление кронштейна для крепления оборудования.
А те, кто учились на чертежников, работали с профильным ПО, знакомились с принципами разработки проектной документации для реальных изделий. Также школьникам нужно было изготовить чертежи вала с указанием допусков и втулки с учетом ГОСТ, разработать 3D-модель детали и скорректировать проектную документацию.
На всех занятиях старшеклассников сопровождали наставники от КМЗ. Они контролировали выполнение работ и обеспечивали безопасность, а также проводили мастер-классы, например, показывали, как работать со штангенциркулем и сварочными аппаратами. Кроме того, ребята побывали с экскурсией на промышленной площадке КМЗ в поселке Назия Ленинградской области.
Стоит отметить, что окончили обучение 30 из 50 участников потока. Правда, авторы проекта этому только рады — те, кто «отсеялся», поняли, что им эти профессии не подходят, и значит будут искать себя в других направлениях. Это тоже одна из ключевых задач профориентации.
Среди участников потока были и те, кто втянулся в заводскую специфику. Например, курс «Слесарей по сборке металлоконструкций» рассчитан на два года. Многие выпускники 2024 года в продолжили обучение во втором потоке «Детского завода 2.0». Самых активных участников проекта КМЗ готов поддерживать в получении высшего образования — ребята получили сертификаты-направления на целевое обучение в ведущих технических вузах Санкт-Петербурга. Прошедшее обучение дает ребятам право работать по своим специальностям на заводах уже сейчас, например, подрабатывать в летние каникулы.
Церемония вручения свидетельств. Фото: КМЗ
В 2024 году проект стал финалистом Всероссийского конкурса лучших образовательных практик в номинации «Сетевое взаимодействие», в 2025-м вошел в число победителей III Международного конкурса «Призвание, труд, образование». А в ближайшее время организаторы проекта намерены представить «Детский завод 2.0» на Всероссийском молодежном форуме «Машук».
По словам Нины Мельник, проект не имеет аналогов в России — школьники не просто получают знания, но и реальные возможности устроить свою жизнь, получить гарантированное обучение по специальности и последующее трудоустройство.
В сентябре 2025 года КМЗ планирует запустить уже третий поток «Детского завода 2.0». Ожидается, что в проекте смогут участвовать и старшеклассники из Ленинградской области. Школы-партнеры пока не названы, но уже известно, что практическую часть курса учащиеся будут осваивать на промышленной площадке КМЗ в поселке Назия.