13 октября 2025 16:47
читать 21 минуту

Денис Белоусов, Smart Build Service: «Китайцам будет сложно вытеснить российские 3D-принтеры с рынка»

Уже через несколько лет каждый пятый дом в России может быть напечатан на принтере. Причем оборудование будет отечественным. 

Такими прогнозами с Mashnews поделился генеральный директор компании Smart Build Service, которая производит строительные 3D-принтеры и возводит объекты с применением аддитивных технологий. Следующим летом компания начнет строить на Алтае первый в РФ туристический комплекс, созданный с помощью 3D-печати. О том, почему такая стройка выигрывает в кризис, когда в России будут печатать многоэтажки и давят ли на рынок китайцы – наш разговор с Денисом Белоусовым.

Легкая стройка в Арктике

- 1 октября на форуме «100+ TechnoBuild» в Екатеринбурге Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин посетовал на то, что значительная часть работ на нашей стройке отстает из-за низкой производительности труда. Как в этом смысле могли бы помочь технологии 3D-печати?

- Одно из ключевых преимуществ 3D-печати состоит в том, что при возведении такого дома на строительной площадке работает от 2 до 4 человек. Печать происходит по заранее запрограммированной 3D-модели, и слой за слоем мы строим здание. При этом можно регулировать толщину стен, используя различные материалы для заполнения, оптимизируя расходы и увеличивая полезную площадь объектов. Но главное – решается кадровый вопрос. Небольшое количество людей на площадке этому доказательство. Человека можно за неделю обучить на производстве. Процесс печати автоматизирован, основную часть работы делает машина, поэтому какой-то высокой квалификации специалистов не требуется. Для стройки, с учетом наших кадровых проблем, это как раз то, что нужно.

- Сейчас много говорят о необходимости быстро строить в труднодоступных местах, осваивать северные регионы, Арктику. Здесь аддитивные технологии конкурентоспособны?

- Мы общались с коллегами-строителями, которые возводили в Арктической зоне различные объекты, в том числе, пункты временного проживания и склады, и у них возникали сложности с доставкой автотранспортом домокомплектов и сопутствующего оборудования – ведь там непроходимые территории, бездорожье. В случае с 3D-печатью нам понадобится одна машина с принтером и одна-две – со смесью, и можно начинать работу. Конечно, если речь идет о здании с фундаментом, все равно нужны железобетон, арматура и т.д. Но использование 3D-печати для стен и коммуникаций значительно упрощает логистику в труднодоступные места.  

У нас есть решения и по работе в зимний период – с созданием укрывной конструкции, внутри которой создается подходящий микроклимат. И один из наших партнеров уже осуществлял такую стройку в условиях Заполярья. Также можно изготовить специальную смесь, которая будет печатать при минусовых температурах.

 - Этим летом Минстрой России заявил о том, что до 2030 года в стране планируется возвести 1 млн кв. м жилой недвижимости при помощи 3D-принтеров. А сколько «квадратов» сегодня строится по этой технологии? Отстаем ли мы от других стран?

- По поводу 1 млн квадратных метров жилья – мы действительно всячески продвигаем эту идею и нацелены на ее выполнение. Автоматизация неизбежна – труд становится все дороже, квалифицированных кадров не хватает, и применение аддитивных технологий помогает снижать эту зависимость. Это сейчас устойчивый тренд не только в сфере строительства, но и в других отраслях.

Конечно, с помощью 3D-печати строится еще не так много жилья, как традиционным способом, потому что это новая технология. Я думаю, что мы не отстаем в ее развитии от других стран, а где-то даже опережаем. Потому что 7-8 компаний из 10-ти, которые работают за рубежом, так или иначе связаны с Россией – либо эти компании принадлежат россиянам, либо наши соотечественники работают там на ключевых позициях. То есть аддитивная стройка во многом исходит из России.

- Однако хотелось бы, чтобы 3D-печать внедрялась быстрее. Что нужно для ее масштабирования на российской стройке?

- В первую очередь, поскольку данная технология предполагает автоматизацию, необходимо производить как можно больше принтеров.

- Сколько их сейчас выпускается в стране, и как надо увеличить объемы, чтобы напечатать тот самый заявленный 1 млн кв. м жилья за пять лет?

- За весь рынок принтеров я не скажу, заявляются очень большие цифры. Я знаю, что около 15 проектов в стране сейчас реализуется с помощью 3D-печати. Наша компания в 2024 году выпустила 10 принтеров, они позволяют печатать дома площадью до 500 кв. м на два этажа. Давайте посчитаем, как реализовать заявленные 1 млн кв. м жилья. Возьмем усреднено дом на 100 кв. м – получается, надо 10 тысяч объектов. Принтер печатает один такой дом со всеми пуско-наладочными работами за 10-14 дней. За шесть месяцев строительного сезона это около 12-15 домов. Значит, нужно порядка 130 принтеров, которые за пять лет будут способны возвести 1 млн кв. м жилья. Это если мы работаем только при плюсовой температуре. Если мы производим домокомплекты в цеховых условиях, чем мы сейчас и занимаемся, можно чуть быстрее реализовать эту программу.

Строительство здания с помощью 3D-принтера. Фото: Smart Build Service

Печать многоэтажек – выполнимая задача

- Мощностей наших участников рынка хватит, чтобы нарастить выпуск принтеров? И насколько локализовано такое оборудование? Проблем с импортными компонентами не будет?

- Мощностей хватит. Если будет спрос, и принтер будет задействован круглый год, он окупится меньше чем за три года. Что касается локализации, то наш принтер на 70-80% состоит из отечественных комплектующих. Все остальное – это электроника, которая делается на Тайване и частично в Японии. Но какой-то существенной импортозависимости при изготовлении оборудования нет, и со временем, думаю, российские производители будут готовы обеспечить нас всеми недостающими компонентами.

- А на каком оборудовании производятся принтеры? С уходом западных брендов наша промышленность столкнулась с нехваткой средств производства... Не станет ли это помехой для масштабирования 3D-печати?

- Действительно, для многих отраслей промышленности лидерами считаются японские и европейские производители станков, но не в нашей отрасли. Само производство принтеров, вся резка металла осуществляется на станках ЧПУ, то есть процесс очень легко масштабируется. Да, есть процесс сборки и сварки, для которого пока требуются люди, но в дальнейшем, при необходимости в более массовом производстве, можно будет опять же прибегнуть к ЧПУ, чтобы осуществлять машинную сварку оборудования для печати.

Наша команда ведет разработку принтеров уже около шести лет. Но на серийное производство мы вышли только год назад. То есть в течение пяти лет создавалось оборудование, тестировалось, дополнялось, вносились изменения в конструкцию. И мы создаем машины так, чтобы все будущие апгрейды можно было проводить на основе имеющегося оборудования, не покупая новое. То есть если принтер вышел в рынок, то при появлении каких-то новых технологий их можно легко внедрить в старую версию оборудования.

- Сколько стоит строительный принтер?

- Цена базового принтера для дома площадью 100 кв. м – около 12,5 млн рублей. Это и сама портальная система, и растворобетонный узел для подачи смеси. В дальнейшем, при большом объеме строительства, появятся стандартизированные проекты, по которым будет строить большинство. То есть это будет масштабированная типовая модель. Сейчас мы реализуем принтер в более компактной сборке, который даст возможность печатать доступные модульные дома и быстро окупать оборудование – работать круглый год, даже зимой. Стоимость такого принтера будет порядка 8,5 млн рублей.

- Но это мы пока говорим о сегменте индивидуального домостроения. Можно ли рассчитывать на то, что крупные застройщики, возводящие многоэтажное жилье, будут использовать технологии 3D-печати?

- У нас есть разработки оборудования для строительства многоквартирных домов. Проблема в том, что сейчас нет ГОСТов и сводов правил по использованию аддитивных технологий для МКД. Мы же печатаем только внешнюю и внутреннюю опалубку для стены, которую внутри заполняем. Для многоэтажного здания все равно потребуется какая-то рамная конструкция из железобетона или стали. Это вполне выполнимо, но нужно провести НИОКР совместно с отраслевыми институтами и выпустить стандарты – чтобы качество получаемого дома было прогнозируемым, и можно было сказать, что сооружение прослужит столько-то лет при таких-то характеристиках постройки.

- Сейчас такая работа – по НИОКРам и ГОСТам для многоэтажного строительства – ведется?

- Сначала нужно решить вопросы по ИЖС, связанные с испытаниями смеси, с требованиями к оборудованию и т.д. Ведется работа с различными университетами, в частности с МГСУ. Потому что без участия науки невозможно создать технологию, которая будет работать в федеральном масштабе. Наработок в этом направлении уже много, и, думаю, в ближайший год появится база стандартов, на которую можно будет твердо опереться.   

- Если говорить не только о жилье, а о каких-то общественных, производственных объектах – какие вы здесь видите перспективы для 3D-печати?

- Точно так же, как и дома, можно строить коммерческие помещения. Это не значит, что 3D-печать заменит все традиционные технологии строительства. Тут нужно смотреть проект и оценивать, каким способом его целесообразнее реализовать. Например, если речь идет о каких-то огромных производственных площадях, то здесь, скорее всего, проще использовать ЛСТК (легкие стальные тонкостенные конструкции – прим. ред.) – на данном этапе. В будущем, может быть, что-то изменится.

- Применение аддитивных технологий на стройке все еще имеет много ограничений – в том числе, по высоте и архитектуре зданий. Какие из них могут быть сняты уже в ближайшем будущем?

- Действительно, мы пока ограничены этажностью, также есть вопросы по смеси, потому что далеко не все производители могут обеспечить качество состава, при котором стены не нуждаются в отделке. А ведь отсутствие внешней отделки по типу штукатурки и утепления позволяет значительно экономить – примерно 5-7 тыс. рублей с «квадрата». То есть, в проекте площадью 100 кв. м это уже минус 500-700 тыс. рублей. Нужны ГОСТы на смесь, которые будут определять ее рецептуру и свойства, прочностные и другие характеристики, которые она должна обеспечивать. Нужно стандартизировать технологии, чтобы прийти к какому-то общему знаменателю в работе, и после этого уже массово внедрять 3D-печать в стройку.

Что касается архитектуры, то тут наоборот аддитивные технологии дают гораздо больший простор для фантазии, чем привычные методы строительства. Наш туристический 3D-проект на Алтае как раз и родился потому, что традиционные решения не позволяли воплотить в жизнь необычную архитектурную идею авторов.

- В последнее время сильно дорожали стройматериалы. Как это сказалось на стоимости 3D-печати?

- Цемент подорожал, поэтому и стоимость смеси выросла примерно на 15%. Но опять же развитие отрасли позволит найти и новые решения по смеси – за счет использования каких-то материалов, которые заменят традиционные и будут более дешевыми. Кроме того, чем больше игроков выходит на рынок, тем стабильнее цены на их продукцию. Будет большой объем – будет и другая цена на смесь.


Китайцам на российском рынке легко не будет

- Сегодня объемы строительства резко упали. Как этот кризис сказался на ваших заказах, на планах партнеров? Или наоборот, из-за необходимости строить быстрее и дешевле, интерес к аддитивным технологиям растет?

- Если говорить о традиционном строительстве, то оно сегодня действительно сталкивается со снижением спроса. Но аддитивные технологии – отрасль достаточно молодая, и она очень быстро растет. И даже сейчас интерес заказчиков остается высоким. Да, есть те, кто поставил свои планы по покупке принтера на паузу. Но другие наоборот понимают, что любой кризис – это новые возможности. Можно изменить подход, адаптироваться и начать печатать – создавать интересные проекты, которые побудят новых потребителей уезжать за город, жить в своих домах – благо, огромная территория нашей страны позволяет это делать.

Конечно, нужны и новые стимулы для покупателей – прежде всего, доступные кредиты, отсутствие которых сегодня является главным негативным фактором для роста стройки.

- А самим производителям принтеров какая-то поддержка нужна? Например, чтобы защитить рынок от более дешевого китайского оборудования, которое сегодня доминирует во многих отраслях? Или в сфере 3D-печати конкуренция с Китаем нам не страшна?

- На самом деле эта отрасль молодая во всем мире, не только в России. У Китая тоже есть очень большие успехи в освоении аддитивных технологий. Мы ожидаем, что как только рынок в России начнет расти, сюда, конечно, захотят зайти как минимум КНР и восточные страны. Вопрос в том, насколько конкурентоспособное оборудование они будут делать и смогут ли соответствовать тем стандартам качества, которые уже есть у нас. А с учетом затрат на логистику, есть сомнения, что это будет очень выгодно для того же Китая.

Отрасль 3D-печати в России создавалась при использовании отечественных принтеров, и у потребителя успело сформироваться доверие к отечественному бренду. Я думаю, что китайцам будет непросто вытеснить нас даже какой-то низкой ценой. Если изначально есть стабильное российское оборудование, которое работает – зачем нам зарубежное, которое еще себя никак не проявило на рынке? Во всяком случае, понадобится немало времени, чтобы они почувствовали себя здесь уверенно.

- А может мы сами будем экспортировать оборудование, если у нас такое хорошее качество?

- Мы уже работаем с партнерами, которым интересен экспорт российского оборудования. Например, у нас есть проекты в Азербайджане и Саудовской Аравии, обсуждается сотрудничество с ОАЭ. Это ИЖС и туристическое направление, как и в России. Работаем по-разному: бывает, что приезжаем и выполняем строительство «под ключ». Но сейчас все чаще обучаем специалистов там, чтобы они самостоятельно могли осуществлять печать у себя в стране. В целом, посещая международные выставки, мы видим очень высокий интерес к аддитивным технологиям и конкретно к российским решениям. Отечественное оборудование очень конкурентно по стоимости. Например, принтеры нашей компании раза в три дешевле, чем сопоставимые по качеству аналоги европейского производства. Видимо, за счет высокой стоимости труда и материалов за рубежом себестоимость производства таких машин у них очень высокая.

- Если говорить о будущем, какую долю, на ваш взгляд, может занять 3D-печать в объеме строительства в России и мире?

- Сразу скажу, что предпочтения у потребителя всегда будут разные. И все застройщики никогда не перейдут от традиционных технологий к 3D-печати. Простой пример – кирпичные дома, которые веками не теряют популярности, хоть они и очень дорогие в исполнении.

Какую долю стройки сможет занять 3D-печать и в какие сроки, зависит от темпов развития технологии и скорости решения вопросов, которые пока мешают ее масштабированию. Я бы оценил эту долю в 20%. За рубежом, например, в Дубае, нацелены достичь доли в 25% к 2030 году - у них тоже есть своя программа по развитию аддитивных технологий, и они очень активно работают. 

Думаю, когда 3D-печать в строительстве выйдет на промышленный уровень, процесс ее распространения будет уже сложно остановить. Люди будут видеть, насколько это проще, быстрее, эффективнее, интереснее в плане архитектурных решений, оценят возможности оптимизации стоимости квадратного метра, в отрасли появится большое количество специалистов. Когда это произойдет, применение 3D-печати при строительстве каждого пятого-шестого дома станет неизбежным.


СПРАВКА MASHNEWS

  • Компания Smart Build Service (ООО «СБС») оказывает услуги по продаже, сервисному обслуживанию, обучению и инновационному строительству с использованием промышленных строительных 3D-принтеров. Зарегистрирована в декабре 2023 года в Московской области. Является частью группы компаний «Смарт Билд».
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!