Деньги на дроны. В Петербурге решили поддержать БПЛА, хотя летать негде
Петербургские депутаты приняли закон о «стимулировании разработки БВС и БАС». Однако испытывать беспилотники негде и продавать их некому - виной тому региональный запрет на полеты. Надо ждать окончания СВО, когда, как все надеются, запреты отменят.
Три чтения будущего
Петербургские парламентарии 4 октября приняли в третьем чтении поправки в закон «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга». Туда внесли понятия о робототехнике, БВС и БАС (беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы). Теперь слово за губернатором города. После его подписания закон вступит в силу течение десяти дней.
Законопроект депутатов разработали в рамках федеральной стратегии развития беспилотной отрасли.
После того, как изменения в городской закон вступят в силу, предприятия, которые занимаются производством беспилотников или комплектующих для них, смогут обращаться за господдержкой (льготными кредитами, например), в приоритетном порядке. То есть у них будет преимущество перед другими предприятиями, которые занимаются более традиционными разработками.
Однако сейчас в Петербурге, как и во многих других регионах России, действует запрет на полеты беспилотников. Их разрешают только по нужде государственных органов. Такая ситуация ставит производителей в тупик: они не могут испытывать готовые БВС в реальных условиях, а покупатели просто не будут ничего покупать, потому как эксплуатировать беспилотники негде.
«Кто не хочет, пусть не развивается»
Один из разработчиков законопроекта, депутат от КПРФ Ирина Иванова в разговоре с MASHNEWS отметила, что изменения в закон сделаны «на будущее».
«Мы принимаем закон все-таки не только для беспилотников, но и чтобы другая робототехника развивалась. У нас работают и развиваются 28 компаний, так или иначе связанных с БАС. Мы должны писать законы, думая о будущем. Тот, кто не хочет, пусть не развивается», - отвечает она скептикам.
Что касается запрета на полеты, то она говорит, что борьба с ними не в ее компетенции.
«Я даже заниматься этим не буду. За это отвечают другие органы, так или иначе связанные с СВО. Я, наверное, понимаю, что еще рано просить об этом (снятии запрета на полеты – прим. ред.)», - говорит депутат.
В АО «Навигатор» не считают, что законопроект бесполезен.
«Поддержка разработчиков и производителей БВС и БАС со стороны государства в любом случае нужна. Необходимо расширять производство, закупать компоненты, готовить кадры для отрасли», - считает гендиректор Сергей Бабуров.
«Региональные запреты на полеты глобально не являются препятствием для реализации мер поддержки этих направлений деятельности, говорит Бабуров. - Процессы могут идти параллельно. Можно сказать, что к моменту появления условий для легитимной эксплуатации БВС отрасль будет максимально готова в плане технических и кадровых ресурсов. Количество разработок стремительно растет, продвижение в области подготовки специалистов тоже есть. Хотелось бы, чтобы работа по созданию нормативной базы, регулирующей движение беспилотников, не отставала от развития рынка».
Петербург может полететь раньше
С тем, что сани надо готовить летом, а законодательную базу под беспилотники еще до окончания СВО согласны и в компании «Флай Дрон».
«Принятый накануне закон вполне актуален. Да, с одной стороны, сейчас, действительно, полеты дронов ограничены, хотя некоторые компании и выполняют их в интересах государства. Но в целом ограничения, увы, тормозят рынок. Конечно, запреты - это не навсегда, с окончанием СВО - по логике вещей - их отменят. И тогда можно ожидать взрывного роста полетов, производства БАС под гражданские миссии и т.д. Соответственно, законодательную базу, способную помочь росту беспилотной отрасли, следует подготовить заранее. Тем более, что от принятия законов на бумаге до их реализации на практике у нас, обычно, проходит немало времени», - говорит генеральный директор Никита Данилов.
С другой стороны, продолжает он, именно в Петербурге беспилотье вполне может полететь и не дожидаясь завершения спецоперации. Катализатором процесса мог бы стать запуск ЭПРа (экспериментально-правового режима), к которому технически почти все готово.
«Наша цифровая платформа и решения концерна »Алмаз-Антей«, система наблюдения за БВС которого развернута в Петербурге, уже сейчас позволяют безопасно организовать полеты в рамках городской зоны аэромобильности. И это как раз было бы в интересах всего беспилотного сектора городской экономики, на поддержку которого направлен вышеупомянутый закон», - поясняет Данилов.
Небо под замком
Федеральная стратегия развития отрасли БАС разработана, но реальных правил, по которым беспилотники могли бы быстро и удобно взлетать и работать, пока не существует. Стратегия не предусматривает оперативного устранения административных препон. Их корректировка запланирована лишь на 2035-й год.
Петербург входит в число трех базовых регионов по проведению федерального эксперимента по развитию новой отрасли. В нем хотели вводить экспериментальный правовой режим, это временные меры, дающие полномочия компаниям-разработчикам для полетов в рамках испытаний беспилотников, например, доставки грузов или мониторинга объектов.
ЭПР в Петербурге собирались вводить еще этим летом, но все уперлось в правоохранительные органы: МВД, ФСБ и ФСО, которые опасаются вражеских беспилотников. Тот факт, что БПЛА противника в любом случае не соблюдают никаких запретов, они отметают, рассказывает источник MASHNEWS, участвовавший в переговорах с силовиками по вопросу ЭПР.