17 июля 2024 17:25
читать 10 минут

Деньги для машиностроения. Промышленники наращивают кредитные портфели

В минувшем году объем инвестиций в промышленность увеличился почти на треть. Машиностроители остаются одними их самых ответственных заемщиков, но редко выходят на публичный рынок капитала. В этом году предприятия отрасли начали выпуск цифровых финансовых активов.

Объем вложений в основные средства предприятий обрабатывающего производства в 2023 году превысил 4,5 трлн рублей. Почти три четверти из них – реинвестиции собственных накоплений компаний. Бюджетные инвестиции за два года выросли в 3,5 раза, заемные средства других компаний – в 4,2 раза. Тогда как вложения иностранцев сократился в три раза.

Долг платежом красен

Начиная с 2021 году машиностроительные предприятия активно наращивают кредитование. Общий объем банковских ссуд в прошлом году превысил 2,6 трлн рублей, из которых почти 1,8 трлн заняли производители транспортных средств и оборудования.

В этом году кредитование замедлилось – за четыре месяца остаток задолженности предприятий отрасли снизился на 5%. Это объясняется прежде всего почти двукратным подорожанием таких денег. По данным Банка России ставки в корпоративном секторе еще в мае выросли до 17,3% по краткосрочным кредитам и до 14,5% по долгосрочным. С учетом ожидаемого нового повышения ключевой ставки и продолжающегося роста процентов по вкладам стоимость кредитов как минимум в ближайшие месяцы может увеличиться.

Хотя машиностроители остаются для банков завидными клиентами – доля их просрочки не превышает 1,1% против 3,9% в целом по рынку. На этом фоне резко выделяются производители машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства: они наращивают кредитные портфели, тогда как уровень просроченной задолженности к 1 мая снизился (!) до 6,9%. На начало года он составлял 7,9%, а два года назад достигал 24%.

Сдерживающим фактором получения кредитов могут быть нормативы, ограничивающие выделение банком крупным сумм одному или связанным заемщикам. А на практике – предприятиям одной отрасли.

«Банкам свойственно считать крупные компании более надежными, поскольку последние часто обладают большим запасом финансовых ресурсов, рыночной властью и в некоторых случаях могут рассчитывать на помощь акционеров или государства при возникновении проблем. Тем не менее мировая история знает много примеров дефолтов крупнейших компаний и приводили к серьезным проблемам у кредиторов», – отмечается в докладе Банка России.

На состоявшемся в Санкт-Петербурге Финансовом конгрессе регулятор представил проект ужесточения таких ограничений. Одно из немногочисленных исключений составят заемщики, участвующие в выполнении государственного оборонного заказа. Временное послабление для таких предприятий было введено еще в 2009 году для увеличения возможности финансирования важных для экономики страны. Вопрос их отмены, по мнению руководства Банка России, «требует дополнительной проработки».

 

Новая бондиана

Так называемые длинные деньги могут привлекаться через облигационные займы. За 2021-2024 годы машиностроители выпустили бонды на 82,9 млрд рублей.

Больше три четверти этой суммы заняли производители железнодорожного подвижного состава: 40 млрд – АО «Синара – Транспортные Машины», 20 млрд – «Трансмашхолдинг». Последний пятилетний выпуск «Синары» был размещен в апреле всего за один день с купоном в 15,5% годовых. Входящее в группу предприятие «Уральские локомотивы» уже подписало с ОАО «Российские железные дороги» контракт на 12 млрд рублей на изготовление, сертификацию и поставку первых двух электропоездов для высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург. В перспективе ожидается серийный выпуск до 18 восьмивагонных составов в год, для чего завод намерен вложить в расширение производства 44 млрд рублей.

Также в апреле второй за два года выпуск бондов на 3 млрд рублей разместило АО «Гидромашсервис». В течение десяти лет предприятие будет выплачивать держателям по 12% годовых.

В число крупнейших эмитентов облигаций также входят ООО «ИЭК Холдинг» (4 млрд), ООО «Новые Технологии» (производитель оборудования для нефтедобычи, 3 млрд) и петербургский «Кировский завод» (2,7 млрд).

Новый и пока нетрадиционный способ заимствования – цифровые финансовые активы (ЦФА). Две эмиссии по полмиллиарда рублей в мае и июне выпустило опять же АО «Синара – Транспортные Машины». Погасить их обещают уже в декабре с выплатой дохода в 17,5% годовых. Три ЦФА на 31,8 млн рублей под 18-19,4% выпустил Пермский завод металлообрабатывающих центров.

Аналитики Сbonds оценивают объем рынка долговых ценных бумаг в сфере машиностроения в 183,4 млрд рублей.

«Ставки варьируются в зависимости от кредитного качества эмитента. Например, «Трансмашхолдинг» может торговаться в рублях на уровне около 7% доходности. Тогда как верхняя граница для недефолтных облигаций достигает 24%. Основной рынок сконцентрирован на промежутке от 10 до 20% доходности при дюрации [сроке окупаемости] до 3,1 лет», – пояснили в Сbonds.

 

Казенный ресурс

Бюджетные инвестиции в капитал предприятий обрабатывающей промышленности в прошлом году превысил 210 млрд рублей, из которых 198,3 млрд было выделено из федеральный казны.

Крупнейшими получателями этих средств стали госкомпании и участники федеральных проектов. Так, почти 23 млрд получили авиастроители, 5,7 млрд – автозаводы, 1,1 млрд – производители комбайнов, 925 млн – спецавтотранспорта, 782 млн – экскаваторов, 548 – железнодорожного подвижного состава и так далее.

Еще один канал отчасти бюджетного финансирования – механизм кластерной инвестиционной платформы. В минувшем году Фонд развития промышленности профинансировал 276 проектов на 142 млрд рублей, в том числе 73 проекта на 52 млрд – в сфере машиностроения.

«Решение о поддержке проекта с использованием механизма кластерной инвестиционной платформы принимает межведомственная комиссия при Министерстве промышленности и и торговли РФ. Фонд является оператором платформы и проводит комплексную экспертизу инвестиционных проектов, помогает заемщикам в их доработке и осуществляет мониторинг реализации», – пояснили Mashnews в пресс-службе Фонда развития промышленности.

Кроме того через Фонд развития промышленности можно получить целевые займы до 5 млрд рублей на срок до семи лет под всего 3-5% годовых. В список приоритетных отраслей включены в том числе станкостроение, транспортное, сельскохозяйственное, нефтегазовое, энергетическое машиностроение и многие другие направления.

В то же время такие займы нельзя использовать для приобретения недвижимости, строительства зданий и сооружений, проведения научно-исследовательских работ, а также производства продукции военного назначения. В свою очередь для покупки промышленной недвижимости или строительства, реконструкции и модернизации производства, предприятия могут воспользоваться так называемой промышленной ипотекой. За счет федерального бюджета Министерство промышленности и торговли РФ софинасирует выделяемые коммерческими банками кредиты на сумму до 500 млн рублей и на срок до семи лет. С учетом текущей ключевой ставки технологические компании будут платить по таким ссудам всего 9% годовых, иные заемщики – 11%. Бюджет программы на 2024 года составит 2,3 млрд рублей.

По мнению партнера практики сопровождения сделок консалтинговой компании «НЭО» Владимира Фомченко, текущий уровень процентных ставок без учета субсидирования делает финансирование компаний с помощью заемных средств дорогим:

«Крупные, стратегически значимые предприятия, особенно участвующие в гособоронзаказе, имеют преференции со стороны финансирующих организаций: льготные ставки, отложенные периоды оплаты и иные способы поддержки. Однако работа с оборонзаказом накладывает ограничения на прибыльность предприятия, возможность распоряжаться средствами, поступающими из бюджета. С другой стороны, предприятие может получить большой заказ на годы вперед», – полагает эксперт.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!