Дефицит на море. Российские верфи не успевают строить гражданские суда
Планы российских властей по строительству к 2030 году 638 судов на отечественных верфях невыполнимы, утверждают эксперты. Мощностей отечественных верфей не хватает, денег на их модернизацию нет. В результате не на чем возить грузы по Севморпути и под вопросом оказались перспективы развития производства комплектующих для судостроения.

Дедлайны сорваны
Согласно обозначенным в последние годы планам российских властей, на отечественных верфях предполагалось в период до 2035 года строить в год от 20 до 115 гражданских морских судов. Большая разница объясняется различием в прогнозах по развитию экономики РФ, а они в разные годы радикально менялись.
Реальность пока не дает поводов для оптимизма. В 2024 году со стапелей российских верфей сошло лишь 22 морских судна и судов класса «река-море», сообщил гендиректор АО «ЦНИИ морского флота» Сергей Буянов, выступая 10 апреля на конференции «Российское судостроение 2025».
Для сравнения: в 2023 году было сдано 15 судов, в 2022-м — 24, в 2021-м — 26, в 2020-м — 30, в 2019-м — 32.
То есть за шесть лет объемы сократились на 31%.
Просело и строительство по заказу РФ на иностранных верфях: с 24 судов в 2019 году до 14 в 2024-м.
«Идет постепенное обновление морского флота России. Строятся очень разные суда — как транспортные, так и обеспечивающие. Но этого недостаточно для наших потребностей. Не хватает контейнеровозов, балкеров для перевозки угля, зернопаромов. Можно констатировать, что экономическая безопасность в части морского флота России совершенно не обеспечена: мы возим только 2-3% нашей грузовой базы, а остальное возится судами под иностранными флагами», — говорит Сергей Буянов.
По его оценке, из-за этого Россия теряет $25-40 млрд в год.
Сейчас на российских верфях на разных стадиях строительства находится 124 транспортных и 73 обеспечивающих морских и класса «река-море» судов с планом ввода до 2030 года. Еще девять строится в кооперации с иностранными заводами и 18 — на зарубежных верфях.
Правда, не факт, что все они будут сданы в срок: российские верфи не отличаются пунктуальностью. Например, астраханский завод «Лотос», где в 2016 году заложили круизный лайнер «Петр Великий», уже трижды срывал дедлайны (2019-й, 2023-й и 2024 годы). За время строительства лайнер успел сменить имя: год назад его переименовали во «Владимир Жириновский» и планируют сдать в 2025-м.
Выборгский судостроительный завод обещает сдать дизель-электрический ледокол для морских портов Северо-Запада в 2028 году вместо 2024-го. Ледокол «Россия» — головной атомный ледокол проекта 10510 «Лидер», строящийся с 2020 года на приморском заводе «Звезда», тоже уже пережил перенос сроков (с 2027-го на 2030 год), и не исключено, что это повторится.
Бумажные планы
Правительственные оценки, касающиеся потребностей страны в плавсредствах, за последние годы менялись многократно.
В 2019 году правительство РФ утвердило Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2035 года. Она предусматривала строительство на российских верфях за 18 лет (в расчет брался также и 2018 год) от 357 до 651 морских судов гражданского назначения, в зависимости от того, как будет развиваться экономика. То есть по 20-36 единиц в год.
В 2022 году, когда из-за начала СВО для России стали менее доступны услуги иностранных морских перевозчиков, потребовалось нарастить свой парк судов. В 2022 году Минпромторг заявил о планах построить к концу 2035-го 1,5 тыс. единиц. Потом целевой показатель не раз корректировали, признавая первоначальные планы нереалистичными. Например, в 2023 году план включал уже 985 судов, хотя срок все еще оставался прежним — до конца 2035-го, по 76 единиц в год.
Единый план по достижению национальных целей, утвержденный Михаилом Мишустиным 9 января 2025 года, ограничивается 638 судами на 2024-2030 годы включительно. План ссылается на федеральный проект ««Производство судов и судового оборудования». Узнать его детали затруднительно, так как соответствующая официальная страница находится в разработке и ответа не дает.
Чтобы выполнить этот план, заводам в среднем ежегодно нужно сдавать более чем по 90 судов. В прошлом году - с учетом заказа на иностранных верфях - было сдано 36 единиц. Существенно нарастить объемы пока невозможно, считает Сергей Буянов. Верфи в России полностью загружены, а создание новых заводов обсуждается долгие годы, но остается только на словах.
Потенциал есть, а денег нет
Строительство и запуск верфи на полную мощность занимает 10-15 лет, говорят эксперты. Поэтому если сейчас не таких проектов нет, то к 2030 году они не появятся.
Так, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) год назад заявила, что намерена построить фактически новый завод во Владивостоке, на базе обанкротившейся Восточной верфи. В марте 2025-го ОСК назвала дату запуска завода: 2032 год.
«Перспектива появления Восточной верфи в 2032 году у меня, как человека, всю жизнь отработавшего инженером, вызывает большие сомнения. Но, глядя на темпы строительства китайцев, я могу поверить, что это будет реализовано с помощью их технологий и с привлечением их рабочих», — отмечает Владимир Рачин, замдиректора департамента продаж и контрактации строительства судов гражданского судостроения ОСК.
У действующих заводов имеется потенциал мощностей, говорит он. Например, можно было бы использовать недозагруженные судозаводы «Море» под Феодосией и «Вымпел» в Ярославской области (входят в ОСК). Но для этого нужно модернизировать эти верфи, а денег на это нет, добавляет Владимир Рачин.
ОСК обещает, что в 2030 году завершится модернизация Северной верфи, которая в результате как минимум на порядок увеличит производительность. Этот процесс начался еще в 2017 году, сейчас на верфи работает уже четвертый подрядчик.
«Я очень надеюсь, что он наконец завершит эту работу», — говорит Владимир Рачин.
На чем ходить по Севморпути
Недостаток плавсредств сдерживает развитие Северного морского пути (СМП): в 2024 году по маршруту перевезено лишь 37,89 млн тонн вместо запланированных 90 млн. В этом году «Росатом» обещал пересмотреть перспективный график грузопотока по маршруту, но даже в этом случае дефицит сохранится.
До 2030 года из восьми действующих российских ледоколов три уйдут на списание. На Балтийском заводе строятся два судна проекта 22220 («Ленинград» и «Чукотка»), в 2025 году должны заложить еще одно («Сталинград»). Если их сдадут без задержек, то вместе с уже упомянутой «Россией» к 2030 году в отечественном парке будет девять ледоколов. Для круглогодичной навигации на СМП нужно как минимум 13 единиц, говорят эксперты компании N.Trans Lab.
В целом потребность СМП в судах разного назначения до 2030 года определена в размере 116 единиц. Но более чем по 100 из них нет проектов.
«На сегодняшний день большинства проектов судов, необходимых для Севморпути, нет. Минпромторг заказал опытную конструкторскую работу ЦНИИ имени Крылова, которая должна проработать различные варианты строительства газовоза ARC 7 (Танкеры-газовозы ледового класса ARC 7 предназначены для перевозки сжиженного природного газа, СПГ, и способны преодолевать лед толщиной 2 метра. — Mashnews). Когда это превратится в проект, пока неясно», — говорит Владимир Рачин.
ОСК к концу 2025-го — началу 2026 года обещает разработать проекты газовозов для транспортировки стабильного газового конденсата и сжиженного углеводородного газа по заказу «Газпром добыча Тамбей». Специалисты ОСК также анализируют, какие газовозы могут быть построены совместно с Китаем.
Зерновозы построят в Китае
Из-за неопределенности с перспективами судостроения не могут строить планы развития и российские поставщики комплектующих и оборудования. Так, представитель Курского электроаппаратного завода Олег Синьков отмечает, что предприятие не может планировать объем выпуска электротехнического оборудования для судостроения. Если вместо того, чтобы строить суда на российских верфях с использованием отечественных узлов и комплектующих, Россия будет размещать заказы в Китае и Южной Корее, то суда придут уже полностью укомплектованные производителем.
Эти подозрения не беспочвенны. Например, по словам Владимира Рачина, отечественные торговцы зерном остро нуждаются в 27 балкерах грузоподъемностью 40 тыс. тонн и 34 судна по 60 тыс. тонн.
«Минсельхоз говорит об этом уже несколько лет. Формально все эти балкера вписаны в перспективную программу Северной верфи. Но поскольку потребность есть здесь и сейчас, а здесь и сейчас мы это обеспечить не можем, то обсуждается возможность начала серии строительства в Китае. Скорее всего так и будет, пока мы не сможем предложить что-нибудь конкретное», — говорит Владимир Рачин.
Эксперты надеются, что после окончания СВО власти обратят внимание на проблему судостроения. Однако мирные перспективы пока ясны не больше, чем судостроительные.