ЦМКБ «Алмаз» отбился от претензий Минобороны после исчезновения подводного аппарата
Минобороны не сумело получить с петербургского ЦМКБ «Алмаз» почти 300 млн рублей за задержку испытаний глубоководного комплекса.
Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» выполняло для Минобороны опытно–конструкторскую работу «Перманент», известно, что ее составной частью является морской дрон — автономный необитаемый подводный аппарат «Гавиа». Он загадочно пропал во время испытаний в Черном море, пишет «Деловой Петербург».
Государственный контракт на выполнение ОКР «Перманент» стоимостью 1,5 млрд рублей был заключен в декабре 2013 года. Юристы министерства обороны рассчитали 3961 день просрочки по двум этапам работ, с осени 2018 года до 29 марта 2024–го, и оценили неустойку в 279 млн рублей. ЦКБ «Алмаз» не отрицало опоздание, но сумело доказать: оно произошло по не зависящим от него обстоятельствам и фактически все работы сделаны.
Сбой случился в августе 2019 года в Черном море, где испытывали дрон «Гавиа». Испытания проводились с опытового судна «Ладога» (проект судостроительного завода «Пелла»). Дрон исчез, расследовавшая ЧП комиссия предположила, что он застрял в грунте «вследствие возможной неотработки сигналов управления» и «ошибочного получения сигнала геолокации системы GPS в точке старта миссии». В Черном море его испытывали после устранения неполадок, выявленных при испытаниях в Норвежском море.
Эти сведения опубликованы в решении московского арбитража, где «Алмаз» пытался взыскать с изготовившего «Гавиа» АО «Тетис Про» 80 млн рублей за просрочку испытаний комплекса «Перманент». Ничего не вышло — суд решил, что «Тетис Про» в черноморском ЧП не виноват, «Алмаз» безуспешно прошел все судебные инстанции и в канун новогодних праздников потерпел окончательное поражение в Верховном суде. В материалах дела дрон значится «утраченным».
«Перманент» сначала пытались испытывать в Балтийском море и Ладожском озере, но не хватило глубин — вот почему он вместе с затонувшим дроном оказался в Норвежском море, а потом в Черном.
Отказавший военному ведомству во взыскании с «Алмаза» 279 млн рублей судья Олег Романов со ссылкой на выигранный «Тетис Про» спор констатировал: петербургское КБ не виновато в черноморском инциденте и тем более не виновато в том, что Балтийское море и Ладожское озеро не так глубоки.
«Просрочка вызвана совокупностью обстоятельств — переносом испытаний в Черное море (из Норвежского) в связи с отсутствием глубин; утрата одного из изделий АНПА “Гавиа” — непредвиденное обстоятельство, исключающее вину ответчика», — написано в опубликованном 27 декабря судебном решении. Это решение Минобороны еще может оспорить — оно не вступило пока в законную силу.
Переданное в октябре 2018 года Балтийскому флоту опытовое судно проекта 11982 «Ладога» — пожалуй, самый непростой проект ленинградского судостроительного завода «Пелла».
Головное судно проекта «Селигер» на испытаниях в Черном море проявило себя не так, как рассчитывали военные. Проект переделывали несколько раз, сроки сдвинули, что привело к многолетним судебным спорам между «Пеллой» и военными, общая сумма которых превысила 3 млрд рублей. Оплату «Ладоги» и ее комплектующих суды изучают с 2019 года — цена судна в результате корректировок проекта возросла с 1,5 млрд до 3,3 млрд рублей.
Минобороны пыталось сначала взыскать с верфи 223 млн рублей за задержку сдачи самой «Ладоги», но проиграло спор.
«Несвоевременная сдача судна была обусловлена исключительно действиями самого истца, связанными с изменениями проектной документации, разработка которой не входила в обязанность ответчика», — сказано в мотивировочной части судебного решения.
Позже «Пелле» удалось взыскать с военных 2 млрд рублей разницы между суммой, которую госзаказчик заплатил ей за «Ладогу», и реальными затратами на нее. Этот спор стал самой крупной победой частной судостроительной компании над государственным ведомством в 2022 году.
Но еще 700 млн рублей за незаконное удержание взысканных 2 млрд «Пелла» отсудить у Минобороны не смогла. Такое решение столичного арбитража кассационный суд оставил в силе в конце 2024 года.
Исполнительный директор ООО «Северное море» (судостроительная компания из Ленинградской области) Елена Майданова полагает, что риск поставщика судового комплектующего оборудования нарваться на судебные претензии в случае ЧП при проведении испытаний этого оборудования есть всегда.
«Судебная практика в этом плане начинает приходить к мировым стандартам и учитывать последствия неправильных технических решений, которые выявляются на поздних стадиях, когда фактически работы подрядчиков остаются позади. На мой взгляд, «Алмаз» и «Тетис Про» оказались в такой ситуации предсказуемо — развитие российских необитаемых подводных аппаратов, к сожалению, происходит очень неторопливо. Финансирование данной программы незначительно, поэтому нарастает отставание от ведущих мировых производителей. По моему мнению, данное направление требует значительно больших усилий и бюджетов», — говорит руководитель »Северного моря«.
Первый заместитель генерального директора петербургского ООО «Морские комплексные системы» (МКС) Лев Засыпко считает, что разработчики судового комплектующего оборудования должны учитывать все риски при выполнении работ, связанных с новыми высокотехнологичными проектами, особенно по заданиям Минобороны.
«После введения международных санкций реализация многих опытно–конструкторских работ осложнилась, сдвинулись сроки некоторых мероприятий, у других изменилась география. В договорах с министерством обороны обычно учтены возможные форс–мажорные обстоятельства, но, видимо, в данном случае они не были откорректированы с учетом геополитической обстановки. Считаю, что подобные проблемы нужно решать диалогом и не доводить спор до суда», — говорит руководитель МКС.
СПРАВКА
АО «Центральное морское конструкторское бюро “Алмаз”» зарегистрировано в Петербурге в 1992 году. Компания на 100% принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации ( ОСК ). По данным СПАРК, выручка «Алмаза» в 2022 году (более свежих данных нет) составила 2,6 млрд рублей. В январе 2025 года представители «Алмаза» заявили об участии в разработке эскизных и технических проектов и рабочей конструкторской документации для дноуглубительного флота совместно с « Росатомом » и представили проект грузового судна на воздушной подушке.