ЦАГИ модернизирует вертикальную аэродинамическую трубу
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского на протяжении 80 лет совершенствует характеристики и возможности вертикальной аэродинамической трубы (АДТ) Т-105, ставшей символом г. Жуковский. Начальник отделения аэродинамики и динамики вертолётов, штопора и аэродинамики самолётов на больших углах атаки ФГУП «ЦАГИ» Олег Кириллов рассказал MASHNEWS о последней и предстоящей модернизации Т-105.
АДТ Т-105 — единственная в России установка с воздушным потоком в рабочей части, направленным снизу вверх. Вертикальная труба широко используется для исследования аэродинамических характеристик самолётов, вертолётов, аэрокосмических спускаемых аппаратов и других летательных аппаратов. При создании основным предназначением АДТ Т-105 было изучения штопора, для чего учёные разработали уникальную технологию, основанную на испытании свободно штопорящих динамически подобных моделей самолётов с электродистанционной системой отклонения органов управления по заданной программе. Методика обработки результатов таких исследований позволяла изучать режимы опасного явления и обеспечивать поиск способов вывода летательных аппаратов из него.
С момента создания Т-105, в августе 1941 года, её экспериментальная база непрерывно модернизируется. Активно внедряются методики испытаний с использованием современной цифровой техники. В 2010 году в эксплуатацию ввели внутримодельную инерциальную измерительную систему, позволяющую регистрировать параметры движения модели самолёта в свободном полёте. В 2019-м запустили в работу новый штопорный прибор Ш-6 для исследования аэродинамики воздушных судов при выполнении сложных манёвров.
«Вертикальная аэродинамическая труба Т-105 имеет богатую историю. И сегодня, в XXI веке, она по-прежнему в строю, на переднем рубеже испытаний авиационно-космической техники. Конечно, нам есть куда развиваться, например, необходима модернизация информационно-измерительной системы Т-105, создание нового экспериментального оборудования для изучения штопора и аэродинамики современных самолётов на больших углах атаки и исследования моделей скоростных винтокрылых машин. Но я уверен, что именно наша установка поможет авиаконструкторам ответить на самые важные вопросы при проектировании летательных аппаратов будущего», — сказал начальник отделения аэродинамики и динамики вертолётов, штопора и аэродинамики самолётов на больших углах атаки ФГУП «ЦАГИ» Олег Кириллов.
СПРАВКА MASHNEWS:
ЦАГИ имени профессора Н. Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ — крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли России, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полёта и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики.