31 декабря 2020 14:23
читать 16 минут

COVID-19 против судостроения: сколько судов и кораблей построили верфи России в 2020 году

Сложный и непредсказуемый 2020 год уходит. Ему на смену приходит новый. Сейчас все компании подводят итоги своей деятельности за прошедшие 366 дней. Особенно интересно это происходит в морской и речной отраслях, которые были признаны одними из самых пострадавших от последствия коронавируса. В настоящее время судоходные компании закрывают результаты навигации, порты подсчитывают грузооборот, поставщики и производители оборудования ведут подсчёт поставок. 

Портал MASHNEWS решил пойти другим путём и просто посчитать достижения российских корабелов. А именно: сколько судов и кораблей построили и передали заказчикам верфи. Это поможет не только взглянуть на 2020 год со стороны успеха судостроения, но и понять, повлиял ли COVID-19 на реализацию контрактов.  

Для удобства разделим все заводы, что есть в России, по географическому принципу.

Дальний Восток

Наш обзор начнём с достижений дальневосточных корабелов. С самого начала года Дальневосточный фронт Объединённой судостроительной корпорации защищал Амурский судостроительный завод. 30 января предприятие передал судно снабжения «Остап Шеремета» проекта 22420. Заказчиком снабженца выступила компания «Газпром флот». Триумфом 2020 года для амурских корабелов стала передача корвета «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» проекта 20380. Корабль вошёл в состав Тихоокеанского флота.


Дальневосточное судостроение, помимо Амурского СЗ, представлено ещё тремя заводами – ССК «Звезда», «Восточной верфью» и Судостроительным заводом им. Октябрьской революции.

Настоящим достижением не только дальневосточных корабелов, но и в целом российской судостроительной промышленности, стало завершение строительства первого российского супертанкера типа Афрамакс «Владимир Мономах». Заказчиком строительства выступила компания «Роснефтефлот». Церемония передачи состоялась 11 декабря.

Коллектив «Восточной верфи» буквально в канун нового года передал Тихоокеанскому флоту противодиверсионный катер «Грачонок» проекта 21980. Это шестой подобный катер, построенный на предприятии.

Судостроительным заводом им. Октябрьской революции в сентябре передал заказчику рыболовный сейнер «МРС-777» проекта 1338К. Строительство велось по заказу компании «Дельта Фиш ЛТД». Это первое рыбопромысловое судно, построенное на Дальнем Востоке.

Судостроение Сибири

Приятными новостями делятся корабелы Самусьского судостроительно-судоремонтного завода – единственное функционирующее судостроительное предприятие в Сибири. За 2020 год Самусьский ССЗ построил две баржи-площадки проекта RDB 66.68 для «Томской судоходной компанией».

Приволжье

Первыми 2020 год в контуре Объединённой судостроительной корпорацией передачей открыли судостроители завода «Красное Сормово». В апреле предприятие передало компании «Пола Райз» сухогруз «Пола Мария» проекта RSD59. Вообще за прошедший год верфь передала заказчикам 10 сухогрузов данного проекта: «Пола Анастасия», «Пола Ярослава», «Пола Варвара», «Пола Агата», «Пола Алексия», «Пола Марина», «Пола Миропия» - для «Пола Райз», и два сухогруза для компании «Альфа» - «Альфа Атлант» и «Альфа Меркурий». Венцом работы корабелов «Красного Сормово» стала передача круизного лайнера «Мустай Карим» проекта PV300 компании «ВодоходЪ».


В Нижегородской области продуктивностью может похвастаться не только «Красное Сормово». В Навашино располагается «Окская судоверфь», которая даёт фору многим заводам России.

В 2020 году судостроители «Окской судоверфи» передали заказчикам девять судов по гражданской линии и один корабль по военной. «Гражданку» навашинского завода представляют семь сухогрузов проекта RSD59 – «Петротранс – 5901», «Петротранс – 5902», «Петротранс – 5903», «Петротранс – 5904», «Петротранс – 5905» для «Петротранса», а также «Астрол – 1» и «Астрол – 2» для компании «Астрол». Помимо них, «Окская судоверфь» построила две мелкосидящих баржи «Белмакс 9» и «Белмакс 10» проекта RDB20 для компании «Белмакс».

В ноябре 2020 года коллектив «Окской судоверфи» передал ВМФ России большой гидрографический катер «Александр Макорта» проекта 19920. В настоящее время БГК несёт службу в составе Северного флота.

Еще в Нижегородской области строит и передает катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения завод «Нижегородский теплоход». Например, в 2020 году предприятие передало три БГК проекта 23040. Речь идёт об «РВК-1264», «Александре Шеремете» и «Павле Симонове». Церемонии подъёмов флагов на катерах прошли в конце ноября.


По соседству в Самарской области работает предприятие «Нефтефлот». Сегодня завод занят строительством пассажирских теплоходов проекта PV20S. В 2020 году корабелы «Нефтефлота» передали компании «Петротанкер» сухогрузную баржу «Самарская – 3» проекта RDB12.

Несмотря на насыщенный год для Зеленодольского судостроительного завода им. Горького, который закладывал корабли и даже спустил на воду первый в России речной пассажирский теплоход, работающий на сжиженном природном газе, предприятие может похвастаться только одной передачей.


В ноябре в Новороссийске прошла торжественная церемония подъема Андреевского флага на патрульном корабле «Павел Державин» проекта 22160, который построил коллектив Зеленодольского СЗ им. Горького. Корабль вошёл в состав Черноморского флота.

Центральная часть России

В 2020 году предприятие «КАМПО», которое специализируется на строительстве модульных катеров, передало Черноморскому флоту гидрографический катер «Александр Фирсов» проекта 23370Г.

Рыбинская верфь, входящая в концерн «Калашников», передала Балтийскому флоту транспортно-десантный катер «БК-16» проекта 02510. Церемония передачи проходила в Приморске.

Совместная работа заводов «Верфи братьев Нобель» и СЗ «Вымпел» дала свои плоды. Предприятия передали заказчику малый рыболовный траулер «Вымпел» проекта Т30В. Заказчиком строительства выступила компания «Карелрыба».


В конце октября «Порт Коломна» построил и передал ФГБУ «Канал им. Москвы» многочерпаковый земснаряд «Леонид Быков» проекта 3409. Судно будет эксплуатироваться Рязанским филиалом ФГБУ «Канал им. Москвы» на реке Оке для проведения дноуглубительных работ.

Самым продуктивным среди всех предприятий Центральной части России оказался судостроительный завод «Вымпел». В 2020 году он передал малое гидрографическое судно «Николай Скосырев» проекта 19910. Сейчас оно несёт службу в составе Северного флота.


Помимо этого, «Вымпел» передал Пограничной службе ФСБ России два патрульных катера «Ламантин» проекта 1496М1Э - «Гриф» и «Сарыч». Это четвёртый и пятый катера в серии для рыбинского предприятия.

Северо-Запад

Начнём подсчет переданных заказов с Калининграда и Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь». Он отличился двумя передачами – одной по военной линии, второй – по гражданской. Предприятие передало Военно-Морскому Флоту России большой десантный корабль «Пётр Моргунов» проекта 11711. По гражданскому направлению ПСЗ «Янтарь» передал траулер «Василий Каплюк» проекта SK-3101R Рыболовецкому колхозу им. Ленина.


В Северодвинске Центр судоремонта «Звёздочка» передал Управлению глубоководных исследований Минобороны России океанографическое исследовательское судно «Академик Александров» проекта 20183. Церемония подъёма флага состоялась в апреле.

Еще один северодвинский завод «Севмаш» передал Северному флоту атомную подводную лодку «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А». Строительство АПЛ началось на заводе в 2012 году. Церемония передачи состоялась 12 июня 2020 года.

Стоит упомянуть и «Адмиралтейские верфи», коллектив которого сдал Тихоокеанскому флоту очередную «Варшавянку», подлодку «Волхов» проекта 636.3. Ещё завод наконец-то передал горе-ледокол «Виктор Черномырдин» проекта 22900 «Росморпорту». Ведь судно строили на двух заводах – сначала реализацией заказа занимались балтийцы, а затем ледокол перешёл «Адмиралтейским верфях» на достройку. Больше завод не передавал суда или корабли, но предприятие в 2020 году спустило на воду весьма знаковые суда – траулеры проекта СТ-192 и ЛСП «Северный полюс», что строится для Росгидромета.

По соседству от «Адмиралтейских верфей» располагается Балтийский завод. На его мощностях строится серия самых мощных атомных ледоколов в мире на сегодня – атомоходы проекта 22220. В 2020 году балтийцы передали «Росатомфлоту» долгожданное головное судно – ледокол «Арктика». И первую свою ледокольную проводку атомоход осуществил 24 ноября в порту Сабетта.


Теперь опять о военных заказах. «Северная верфь» передала флоту два корабля – фрегат «Адмирал флота Касатонов» проекта 22350 и корвет «Гремящий» проекта 20385. Церемония подъема Андреевского флага на корвете прошла 29 декабря, в канун нового года. 



Средне-Невский судостроительный завод тоже отличился передачей корабля в декабре. На Дальнем Востоке в торжественной обстановке был передан композитный корабль противоминной обороны «Яков Баляев» проекта 12700.

Достаточно продуктивно провёл свой год Невский судостроительно-судоремонтный завод. Он передал два судна своим заказчикам – многофункциональный буксир-спасатель «Бейсуг» проекта MPSV12 и грузопассажирский паром «Адмирал Невельской» проекта PV22. Спасатель вошёл в состав флота Морспасслужбы. Паром же будет бесперебойно курсировать между Сахалином и Курильскими островами. Заказчиком строительства судна выступила компания «Сахалинлизингфлот».


Выборгский судостроительный завод тоже не остался в стороне и может похвастаться передачей весьма сложного заказа – головного траулера «Баренцево море» проекта КМТ01. На заводе он был заложен в 2017 году. Строился в интересах «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума». Передача судна прошла в октябре 2020 года.

Корабелы производственной площадки «Красные Баррикады» (входит в Южный центр судостроения и судоремонта) - предприятия, которое возродило свою трудовую деятельность после вступления в ОСК, - передали компании «Белуга Проджектс Лоджистик» два несамоходных грузовых понтона проекта ГРПН – «Белуга-1» и «Белуга-2».

Карелия

В столице республики, городе Петрозаводске, функционирует Онежский судостроительно-судоремонтный завод. В настоящее время его можно считать успешным, потому что, во-первых, он реализует достаточно сложные заказы, во-вторых, регулярно спускает и сдаёт своему единственному заказчику – «Росморпорту» – суда.


Несмотря на пандемию, Онежский ССЗ завершает год с четырьмя переданными судами. Речь идёт о двух уникальных катерах – гибридных лоцмейстерских судах «Анатолий Климов» и «Виктор Воротыло» проекта ST23WIM-H, которые способны работать как с помощью главного двигателя, так и аккумуляторных батарей.

Еще в 2020 году Онежский судостроительно-судоремонтный завод закрыл серию самоходных грунтоотвозных шаланд проекта HB-600. Предприятие передало Росморпорту в декабре суда «Морская» и «Смелая». Первая шаланда будет работать в порту Новороссийск, а «Смелая» отправится в Астрахань.

Ленинградская область

Вне корпораций есть частный судостроительный завод «Пелла». Сегодня предприятие успешно реализует большой портфель заказов – как по военной линии, так и по гражданской.

В 2020 году завод «Пелла» передал заказчикам пять различных единиц флота. А основном предприятию удалось закрыть именно гособоронзаказы. Корабелы «Пеллы» передали ВМФ России три «Раптора» - катера со строительными номерами 715, 716 и 717. В рамках военной линии, предприятие передало Военно-морскому флоту малый ракетный корабль «Одинцово» проекта 22800.

Знаковым событием не только для завода «Пелла», но и для отечественной рыбопромысловой промышленности в целом, стала передача первого российского краболова «Русь» проекта 03070. Заказчиком строительства выступила компания «Антей».

Что получилось в результате

Общее количество переданных заказов судостроительными заводами России составляет 64 единицы флота. Как военных, так и гражданских. Давайте сравним с достижениями корабелов в 2019 году. Он не был обременен никакими трудностями и коронавирусом и подошёл к концу с 61 единицей флота.

Напрашивается два вывода: либо влияния COVID-19 на строительство судов и кораблей никакого не было, и верфи просто держались в привычном, стабильном темпе. Либо, если бы не пандемия в 2020 году, то верфи реализовали бы куда больше заказов, а так, из-за коронавируса и ограничений, режим строительства был умеренным и не таким интенсивным.

И все-таки ушедший год стал немного, но продуктивнее 2019-го, как минимум на два реализованных заказа.

Очевидно одно: судостроение живёт, оно привыкло к «масочному режиму» и к сопутствующим ограничениям, которые оставил за собой 2020 год. Отрасль продолжает сдавать сложные заказы, подтверждая качество и все контрактные сроки. А это приятные новости в конце года! Надеемся, что 2021 год принесёт куда больше трудовых побед и достижений! 

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: