Чукотское ноу-хау: аварии на ЛЭП смогут устранять в три раза быстрее
На Чукотке разработали специальную опору для работы в сложных условиях над аварийными ситуациями на линиях электропередач ВЛ 35-110 кВ. Получен патент на изобретение, которое хотят применять в труднодоступных территориях по всей России.

В горах и на болотах
В энергетической компании АО «Чукотэнерго», входящей в группу «РусГидро», разработали и запатентовали конструкцию быстровозводимой опоры с упрощенной конструкцией и простым монтажом. «РусГидро» сообщило об этом 14 апреля.
Конструкция предназначена для оперативного проведения аварийно-восстановительных работ на воздушных линиях электропередач ВЛ 35-110кВ. Разработку в компании называют инновационной, она позволяет монтировать опору без фундамента на болотистой, пересеченной и гористой местности, с уклоном основания до 20 градусов.
СПРАВКА MASHNEWS
- ВЛ 35-110 кВ используются для электроснабжения промышленных предприятий и населенных пунктов. Сейчас в России в эксплуатации находится около 500 тыс. километров воздушных линий электропередачи напряжением 35-500 кВ. Они стоят на металлических, железобетонных и деревянных опорах.
Проект создания быстровозводимых опор инициировали в 2023 году, а в марте 2025 года «Чукотэнерго» получило патент на изобретение.
Угловое положение стоек регулируется как вдоль оси линии электропередачи, так и перпендикулярно, с учетом фактического рельефа. Это получилось реализовать за счет применения в конструкции уникального опорного узла крепления стоек к основанию, отметили в пресс-службе ПАО «РусГидро».
Целесообразность опоры
Необходимость создания быстровозводимой опоры ЛЭП была очевидна еще много лет назад, особенно в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока, говорит главный редактор портала «ГеоэнергетикаИнфо» Борис Марцинкевич. Местные климатические условия включают снежные бураны и шквалистый ветер, поэтому деревянные опоры, которые использовались в советское время, выдерживают не всегда.
«Оперативно устранять поломки за счет таких же деревянных опор — не рационально, но и транспортировка на место аварий тяжелых бетонных опор — гарантия того, что жители обесточенных удаленных поселков будут ждать таких ремонтов неделями. С автомобильными дорогами на Чукотке, на Камчатке, в Магаданской области, на севере Якутии, полуострова Ямал и так далее — чрезвычайно сложно. В зимнее время прокладывают так называемые зимники, в летнее время дороги исчезают до установления устойчивого зимнего покрова», — рассказал эксперт.
Разработанная на Чукотке технология имеет особую значимость для условий изолированных энергосистем, удаленных и труднодоступных территорий, обладающих, как правило, меньшим уровнем бесперебойности электроснабжения. Оснащение аварийно-восстановительных бригад такими быстро монтируемыми опорами должна положительно сказаться на уровне обеспечения потребителей энергией.
Дешево, доступно — надежно ли?
Основным достоинством быстромонтируемой опоры называют легкость конструкции с весом сегментов до 70 кг (их высота - 7-8 метров). Сооружение можно доставлять в труднодоступные места вездеходами. Однако небольшой вес опоры одновременно говорит о недолговечности, считает аналитик департамента аналитики в электроэнергетике АЦ ТЭК Андрей Самойлов.
«Недостатком является меньшая стойкость к ветровым воздействиям ввиду отсутствия фундамента и небольшого веса конструкции. Это указывает на возможность ее использования в качестве временного решения, с последующим восстановлением ЛЭП по постоянной проектной схеме», — поделился эксперт.
Изобретение чукотских энергетиков не предназначено для полноценной замены существующих конструкций опор ЛЭП. Решение не предусматривает спецсредств для защиты от «пляски» проводов, поэтому при сильных ветровых воздействиях существует риск их обрыва.
Однако плюсом является низкий уровень затрат на устранение аварий — сборку опоры в полевых условиях может выполнить бригада из четырех человек без применения специальной техники с использованием штатных инструментов и приспособлений. Процесс занимает в среднем 2,5-3 часа. Это позволит сократить время восстановления электроснабжения и достичь его допустимой продолжительности перерыва: для третьей категории надежности — до 24-х часов.
Для сравнения: монтаж деревянной опоры на линии в 110кВ проводится шестью специалистами в течение целого дня работы. Если опора ставится на мерзлый грунт, то на ее установку нужно на 20% больше времени.
СПРАВКА MASHNEWS
- Третья категория электроснабжения потребителей включает населенные пункты, многоквартирные жилые дома, дачные и гаражные кооперативы. Потребители этой категории получают питание от одного источника питания, перерыв в электроснабжении на время выполнения аварийно-восстановительных работ, как правило, не должен превышать сутки.
Есть и альтернативы
До этого в «РусГидро» разработали другое сооружение для ремонта ЛЭП, напомнил Борис Марцинкевич.
«В 2022 году в еще одной дочерней организации — компания «РусГидро» – «Сахаэнерго» разработали конструкцию быстровозводимых опор для ЛЭП напряжением от 0,4 до 10 кВ, то есть для внутрипоселковых соединений. При использовании этого сооружения за то же время и со штатным набором оборудования аварийные работы могут провести два человека. Вес конструкции — те же 70 кг, эксплуатация возможна в том же диапазоне температур — от минус 60 до плюс 40 градусов», — рассказал Марцинкевич.
«Роснефть» нашла другое решение той же проблемы – специалисты входящей в группу компании «РН-Няганьнефтегаз» предложили вместо стали использовать композитные материалы. Испытания в лабораторных условиях, имитирующих ветровые и гололедные нагрузки, успешно завершили в январе 2025 года. Интерес нефтяников очевиден — электроэнергия требуется для удаленных месторождений.
О регионах-потребителях
Разработанная «Чукотэнерго» конструкция прошла стендовые испытания в сертифицированном испытательном центре ООО «Инженерный центр ОРГРЭС», где подтвердили ее расчетные характеристики.
К основными потенциальным потребителям изобретения относят крупнейшую электросетевую компанию - ПАО «Россети», и территориальные сетевые организации, эксплуатирующие сети 35 и 110кВ.
Использовать изобретение в районах Крайнего Севера планируют филиалы АО «Чукотэнерго», в частности, «Северные электрические сети» и «Эгвекинотская ГРЭС». Опыт применения планируется распространить на другие дочерние предприятия «РусГидро» на территории Дальневосточного федерального округа, уточнили в пресс-службе «РусГидро».
По мнению Андрея Самойлова, разработка «Чукотэнерго» будет полезна по всей России, где есть труднодоступная местность - болот везде хватает.
Любовь Можаева