14 августа 2025 13:51
читать 7 минут

Что стоит за словом «Tenet»: Chery готовится уйти с российского рынка

На калужском заводе приступили к производству автомобилей под новым брендом Tenet. Первой моделью стал компактный кроссовер T7, планируется расширение модельного ряда. Mashnews разбирался в том, зачем рынку нужна еще одна ноунейм-марка, под которой выпускают перелицованных «китайцев». 

Дешево не будет

О появлении нового бренда стало известно в конце февраля: именно тогда холдинг АGR, выпускающий автомобили Hyundai и Kia под маркой Solaris, заключил соглашение с китайской стороной в виде прокси-компании Defetoo. Кто за ней стоит, догадаться несложно: это Chery. От декларации о намерениях быстро перешли к делу – калужский автозавод, ранее принадлежавший Volkswagen, заработал уже в августе. 12-го числа был начат выпуск «товарных экземпляров», сообщает пресс-служба AGR.

Речь о компактном кроссовере Tenet T7, который является ничем иным как ребрендированным Chery Tiggo 7L. Длина машины – 4,5 метра, под капотом 1,5-литровый турбомотор мощностью 150 л.с., коробка передач, естественно, роботизированная, привод, естественно, только передний, хотя в оригинале есть версия и с полным приводом.

Ценник пока официально не объявлен, но сюрпризов ждать не стоит. «Цена будет плюс-минус такой же (как за 7L из Китая – прим.ред.), - говорит главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. – Если и будет какая-то разница, то несущественная, которая ни на что не повлияет. Tenet не будет продаваться в полтора раза дешевле своего аналога, это просто нереально экономически».

Если выпускать, то современное

Что касается перспектив Tenet на рынке безотносительно цены и нейминга, то они видятся туманными. Как минимум, из-за «отвратительного состояния самого рынка», считает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. «То, что это автомобиль современный, и то, что это последнее поколение китайского оригинала, внушает некоторый оптимизм, - говорит эксперт. – И то, что калужский завод продолжает работать – тоже очень хорошо».

Действительно, у Tenet есть небольшой козырь в сравнении с рядом других перелицованных «китайцев»: это действительно модель сегодняшнего, а не вчерашнего или позавчерашнего дня, которая сейчас выпускается и в самой КНР – обновленная версия дебютировала в 2024 году. Это не JAC JS4, который выпускается у нас под названием «Москвич 3», и которому исполнилось уже 7 лет.

Тем не менее, рассчитывать на мгновенный успех «Тенету» не стоит, уверен Максим Ракитин: в данном случае можно и нужно работать на перспективу. А она, в отличие от печально закончившего Xcite, у этой марки будет. И вот почему.

Брендозамещение

«Этот проект получит смысл, только если Chery официально уйдет из России», - утверждает автоэксперт и автоблогер Артем Зайцев.

По его словам, здесь такая же ситуация, которая сложилась вокруг марки Geely – эти машины планомерно заменяются аналогами от белорусского Belgee. В идеале, считает собеседник Mashnews, должно быть организовано полноценное сборочное предприятие, чтобы не только «загрузить экономику», но и снизить финальную цену автомобиля: «Вот вам Tenet, у него нет таможенных сборов, и он стоит дешевле оригинала на 500 тысяч рублей».

К сожалению, дешевыми или, говоря по-другому, доступными Tenet совершенно точно не будут. Но вот то, что этот бренд полностью заменит собой Chery – вопрос почти решенный. «Если предположить, что «Чери» продолжит продавать машины как «Чери», а тут еще появляется «Тенет», то это совершенно бессмысленно. Столько одинаковых автомобилей не продать, в каждом сегменте и в каждый момент времени – конечное число покупателей», - уверен Максим Кадаков. - Если же китайская компания действительно с рынка уйдет, и не будет выбора между, условно, T8 и Tiggo 8 Pro Max, тогда будут брать Tenet». Самому же производителю из КНР это выгодно сугубо по политическим причинам – таким образом можно избавить себя от риска вторичных санкций.

«Внутри бренда не должно быть столкновений – когда один другого буквально пожирает, и толку от этого никакого. Пусть оставляют «Тенет», а «Чери» спокойно себе уходит. Людей приучат к тому, что Chery теперь называется Tenet. И все», - говорит Артем Зайцев.

Объемы – локализация – цена

Главное, не промахнуться с маркетингом, как это произошло в случае с автомобилями Xcite. Но ставки в данном случае слишком высоки, что совершать ошибки. Да и разница в подходах налицо: «Иксайты» собирались крупноузловым методом, «Тенеты» - по полному циклу. Не говоря уже о стратегии самих китайцев, которая заключается в плавной смене одной автомобильной марки на другую без изменения сути и потенциальной прибыли.

Остается вопрос, сможет ли холдинг АGR обеспечить владельцев Tenet нормальным сервисным обслуживанием. Но здесь тоже надежда на Китай. «Без участия Chery ничего этого сделать невозможно: комплектующие оттуда, запчасти тоже, сами мы ничего не производим. Нельзя говорить о том, что AGR самостоятельно что-то сделает, так или иначе все делается при участии китайцев, холдинг просто берет на себя часть функций», - уверен главред «За рулем».

По его словам, сейчас главная задача российской стороны – обеспечить массовость производства, что обязательно повлечет за собой и более глубокий уровень локализации. «Для того чтобы проект был рентабельным, нужен объем. В малых объемах что-либо собирать нерентабельно, если только речь не о премиум-классе. Будет объем, будет локализация, будет и адекватная цена, это все взаимосвязано». 

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!