Отечественный лодочный подвесной мотор делают из двигателя от ВАЗа
В России разрабатывают собственный
подвесной лодочный мотор. Таких у нас сейчас не производят. Когда-то подвесные
моторы делали в СССР, теперь используют только иностранные. Разработкой
двигателя мощностью 80 л/с занимается НПП «Патриот» (базируется в ОЭЗ «Дубна»).
В проект НПП уже вложило 35 млн рублей. Часть средств, 10 млн – грант
правительства Московской области.
Под
использование на моторных лодках инженеры конвертировали двигатель ВАЗ-11182. Об
актуальности разработки, технологических особенностях и сложностях в работе, Mashnews рассказал технолог
проекта Юрий Фокин.
Двигатель разработки НПП ПатриотДвигатель ВАЗа,
повергнутый на 90 градусов
- Почему вы выбрали
именно эту технологическую и коммерческую нишу для создания своего двигателя?
- Мы исходим из тех возможностей, из
той конструкции базового двигателя, который производится в России. К сожалению,
таких двигателей внутреннего сгорания (ДВС), которые можно было бы использовать
в качестве базы для создания подвесного лодочного мотора не очень немного.
В целом, для создания
конкурентноспособного продукта при выборе базового ДВС необходимо
ориентироваться на массовый автомобильный сегмент, в нашем случае это
автомобильные двигатели производства АвтоВАЗа. При этом рынок подвесных моторов
в интервале 80-100-115 л.с. довольно-таки большой, и здесь можно
поконкурировать с китайскими производителями по цене.
СПРАВКА MASHNEWS
Объем двигателя ВАЗ-11182 - 1596 куб.
см. Максимальная мощность - 90 л/с. Его устанавливают на Ладу Веста, Ладу Гранта,
Ларгус, включая модификации «Кросс».
Участники группы разработчиков двигателя на выставке «Нева-2023». Крайний справа - Ю.Фокин
- То есть изначально было
понимание, что разработка будет пользоваться спросом?
- Да, разумеется. Потому что спрос на
такие двигатели есть. Безусловно подтверждена и потребность в отечественных
продуктах.
- На каком этапе
разработка находится сейчас?
- Сейчас мы на этапе стендовых
испытаний. Это наша внутренняя «кухня». Готовимся к испытаниям ресурсным. Мы
изготовили два прототипа. Один из них демонстрировался на выставке «Нева-2023».
Ну а дальше уже испытания на катере, непосредственно на воде. Это будет обычный
двигатель на 92-м и 95-м бензине с учетом возможности использования адаптивной
системы управления.
- Как долго коллектив НПП
«Патриот» вел опытно-конструкторские работы? Насколько, в общем и целом,
оказалось сложно сделать лодочный мотор из уже существующего автомобильного?
- Несмотря на то, что мы взяли за
базовую конструкцию двигатель АвтоВАЗа, мы, по сути, заново проектировали и
разрабатывали систему охлаждения и смазки, для обеспечения работы базового ДВС
в составе лодочного мотора. Компоновка ДВС предполагает, что ось вращения
коленвала теперь проходит вертикально. Это кардинально влияет на систему смазки
деталей двигателя, на систему охлаждения. Ведь двигатель охлаждается забортной
водой, и гидродинамические процессы, и процесса теплообмена протекают иначе,
нежели в исходном двигателе. У нас появилось большое количество как литых
компонентов, так и других деталей. Их более пятидесяти, новых и уникальных. И
это все необходимо заставить работать эффективно, надежно и долго.
- Расскажите подробнее о
моторе. Почему за основу взяли именно этот двигатель?
- Этот двигатель, несмотря на
санкции, производят до сих пор. Он производился и на момент начала наших работ.
У АвтоВАЗа есть несколько двигателей. Мы взяли за основу 8-клапанный мотор.
При этом у АвтоВАЗа есть и
16-клапанный. Он более перспективный с точки зрения динамических характеристик.
И на базе этого мотора мы планируем сделать более мощный подвесной мотор, на
150 л/с (уже есть эскизная проработка).
А сейчас мы разработали мотор на
базе 8-клапанного двигателя мощностью в диапазоне от 80 до 100 л/с.
- То есть, насколько я
понимаю, переделать пришлось почти все?
- Да, с точки зрение моделирования
рабочих процессов и определения основных параметров новой силовой установки
пришлось проводить очень масштабную работу, которая обычно проводится при
сосздании нового ДВС. Самое главное было – обеспечить надежность системы смазки
и самоохлаждения. С учетом поворота двигателя на 90 градусов. В этом случае,
как я говорил, все процессы протекают по-другому, поэтому пришлось некоторые системы
и компоненты проектировать с нуля.
- Опыт создания
оппозитных двигателей мог бы помочь? Делали же у нас двигатели с
горизонтальными цилиндрами для мотоциклов?
- Да, если брать советский опыт, то
много было у нас самых разных ДВС. Но мы сейчас исходим из того, что доступно
на данный момент. Лодочный мотор — это, скорее, адаптация базового двигателя.
Во всем мире происходит так, что берут за основу конструкцию базового мотора, а
дальше уже это превращается либо в подвесной мотор, либо в стационарный.
- Каков ресурс будет у
двигателя? Сколько моточасов?
- В техническом задании на разработку
указана конкретная цифра. При разработке лодочного мотора мы используем
современную методологию, которая позволяет на стадии проектирования решать
задачу целевого конфликта между ресурсом, расходом топлива и стоимостью
жизненного цикла, это всегда вопрос компромиса.
Для подтверждения результатов
моделирования мы будем проводить ресурсные испытания. Не хотелось бы до того,
как мы убедимся в достоверности цифр, что-либо об этом говорить. Но мы целимся
на то, что он точно будет не хуже аналогичных двигателей китайских
производителей.
- Нишу до 30 л/с у
китайцев совсем никак российским инженерам не отвоевать?
- От инженеров тут мало что зависит.
В России сейчас не производится базовых двигателей такой мощности, которые
можно было бы использовать в ПЛМ.
- То есть «Вихрь»,
«Нептун», в прошлом?
- Да. Единственная сейчас надежда на
то, что производители мототехники, возможно, консолидируют усилия и создадут
производство двигателей в этом мощностном диапазоне. Около 10 л/с.- 60 л/с. Это
самые распространенные двигатели во всем мире. Но на сегодняшний момент таких
производств у нас нет. А наша цель – создать отечественный подвесной лодочный
мотор.
СПРАВКА MASHNEWS
В СССР серийно выпускали несколько марок лодочных подвесных моторов.
«Ветерок» (мощностью 8, 9,9 и 12 лошадиных сил) производили на Ульяновском
моторном заводе с 1964 года по 2008 год.
«Нептун» ( мощностью 20, 23 и 25 л.с.) выпускался на
заводе «Красный Октябрь» и Машиностроительном предприятии имени Чернышева с 1967
по 1984 год и с 1994 по 2008 год.
«Вихрь» (мощностью 10, 25 и 30 л.с.) делали на Куйбышевском
моторостроительном производственном объединении им. Фрунзе с 1966 года по
2010 год. Лодочный мотор Вихрь. 1968 г. Фото: РИА Новости
- Что не удается
импортозаместить?
- На первом этапе механизм подъема двигателя,
скорее всего, будет импортный, но мы закладываем возможность импортозамещения и
этого компонента. А все остальное - свое.
- Кто будет вашим
покупателем?
- Прежде всего, это госзаказчики,
которые обязаны эксплуатировать отечественные решения. ГИМС, МЧС, ФСО, ФСБ, ВМФ
и так далее. Соответственно, и гражданские покупатели.
Целевая аудитория – это покупатели
катеров длинной 5,5 – 6 метров. Это, конечно, не рыбацкая лодка. Прогулочные,
патрульные катера.
- О стоимости двигателя
тоже говорить преждевременно?
- Мы нацелены в сегмент, который не
дороже «Парсун» (крупный китайский производитель лодочных
моторов Parsun Power. Как утверждает производитель, его изделия продаются в
более чем 160 странах мира - прим. ред.). Их
похожий мотор стоит около 950 тыс. рублей. Мы хотим быть, как минимум, немного
дешевле. Сейчас курс валют таков, что он позволяет нам так предполагать. У нас
на 90% отечественные сырье, материалы и комплектующие. Поэтому мы базовый
двигатель исключительно российский и рассматривали. Он наиболее локализован на
территории России. Остальные уникальные компоненты мы тоже будем производить
сами.
Технологии отрабатываем на опытных
прототипах и будем их изготавливать на нашей производственной площадке. Тем не
менее, мы прорабатывали стратегию выхода на рынок в рамках существующего
бизнесплана, где заявлена планируемая цена, но говорить об этом на существующем
этапе пока что рано.
Кстати, в рамках разработанной
стратегии мы планируем привлекать молодых инженеров – студентов Российских
вузов а также студентов из стран БРИКС - участников Межвузовской студенческой
инженерно-технологической корпорации. Суть идеи состоит в создании ежегодных
студенческих инженерно-спортивных соревнований в рамках которых студенты вуза
совместно с производителями маломерных судов будут разрабатывать скоростные
катера, а мы будем передавать наш ПЛМ студенческим командам, где молодые
инженеры будут его дорабатывать и оптимизировать совместную работу с
разработанным катером. Поэтому, пользуясь случаем, мы бы хотели заинтересованных производителей маломерных судов пригласить к сотрудничеству.
Строящийся завод в ОЭЗ Дубна. Фото: НПП ПатриотВ планах - дизель
- Где будет производство?
- У нас сейчас в ОЭЗ «Дубна» вводится в эксплуатацию первое производственное
здание. В июне 2024 года приступаем к строительству второго цеха, включающего
собственное литейное производство, оснащенное 3D полимерно-песчаным
принтером, машиной литья под давлением и в кокиль.
- Правильно ли я понял,
что вы думаете и о подвесном дизельном моторе?
- Да, есть такой план. Дело в том,
что сейчас коллеги в Нижнем Новгороде локализуют двигатель, разработанный одной
ведущей инжиниринговой компанией, это очень хороший, современный турбодизель.
После локализации он будет отечественным. У него очень интересные мощностные
характеристики. Мы начинаем сейчас его эскизную проработку.
- Вы показали двигатель
на основе ВАЗ-11182 в Петербурге, на выставке «Нева-2023». Интерес был?
- Конечно. Было много откликов. Мы
убедились в актуальности и правильности выбранного нами продукта. Он сейчас
крайне востребован.
Общались, в том числе, и с
представителями «Кингисеппского машиностроительного завода». У специалистов
этого предприятия очень живой интерес вызвала наша разработка.
Разговаривали и с потенциальными
смежниками. Потому что не все сможем делать сами. Но надеемся, что больше чем
на 90% двигатель будет российским.