05 февраля 2024 16:26
читать 13 минут

Отечественный лодочный подвесной мотор делают из двигателя от ВАЗа

В России разрабатывают собственный подвесной лодочный мотор. Таких у нас сейчас не производят. Когда-то подвесные моторы делали в СССР, теперь используют только иностранные. Разработкой двигателя мощностью 80 л/с занимается НПП «Патриот» (базируется в ОЭЗ «Дубна»). В проект НПП уже вложило 35 млн рублей. Часть средств, 10 млн – грант правительства Московской области.

Под использование на моторных лодках инженеры конвертировали двигатель ВАЗ-11182. Об актуальности разработки, технологических особенностях и сложностях в работе, Mashnews рассказал технолог проекта Юрий Фокин.

Двигатель ВАЗа, повергнутый на 90 градусов

- Почему вы выбрали именно эту технологическую и коммерческую нишу для создания своего двигателя?

- Мы исходим из тех возможностей, из той конструкции базового двигателя, который производится в России. К сожалению, таких двигателей внутреннего сгорания (ДВС), которые можно было бы использовать в качестве базы для создания подвесного лодочного мотора не очень немного.

В целом, для создания конкурентноспособного продукта при выборе базового ДВС необходимо ориентироваться на массовый автомобильный сегмент, в нашем случае это автомобильные двигатели производства АвтоВАЗа. При этом рынок подвесных моторов в интервале 80-100-115 л.с. довольно-таки большой, и здесь можно поконкурировать с китайскими производителями по цене.

 СПРАВКА MASHNEWS

  • Объем двигателя ВАЗ-11182 - 1596 куб. см. Максимальная мощность - 90 л/с. Его устанавливают на Ладу Веста, Ладу Гранта, Ларгус, включая модификации «Кросс».

- То есть изначально было понимание, что разработка будет пользоваться спросом?

- Да, разумеется. Потому что спрос на такие двигатели есть. Безусловно подтверждена и потребность в отечественных продуктах.

- На каком этапе разработка находится сейчас?

- Сейчас мы на этапе стендовых испытаний. Это наша внутренняя «кухня». Готовимся к испытаниям ресурсным. Мы изготовили два прототипа. Один из них демонстрировался на выставке «Нева-2023». Ну а дальше уже испытания на катере, непосредственно на воде. Это будет обычный двигатель на 92-м и 95-м бензине с учетом возможности использования адаптивной системы управления.

- Как долго коллектив НПП «Патриот» вел опытно-конструкторские работы? Насколько, в общем и целом, оказалось сложно сделать лодочный мотор из уже существующего автомобильного?

- Несмотря на то, что мы взяли за базовую конструкцию двигатель АвтоВАЗа, мы, по сути, заново проектировали и разрабатывали систему охлаждения и смазки, для обеспечения работы базового ДВС в составе лодочного мотора. Компоновка ДВС предполагает, что ось вращения коленвала теперь проходит вертикально. Это кардинально влияет на систему смазки деталей двигателя, на систему охлаждения. Ведь двигатель охлаждается забортной водой, и гидродинамические процессы, и процесса теплообмена протекают иначе, нежели в исходном двигателе. У нас появилось большое количество как литых компонентов, так и других деталей. Их более пятидесяти, новых и уникальных. И это все необходимо заставить работать эффективно, надежно и долго. 

- Расскажите подробнее о моторе. Почему за основу взяли именно этот двигатель?

- Этот двигатель, несмотря на санкции, производят до сих пор. Он производился и на момент начала наших работ. У АвтоВАЗа есть несколько двигателей. Мы взяли за основу 8-клапанный мотор.

При этом у АвтоВАЗа есть и 16-клапанный. Он более перспективный с точки зрения динамических характеристик. И на базе этого мотора мы планируем сделать более мощный подвесной мотор, на 150 л/с (уже есть эскизная проработка).

А сейчас мы разработали мотор на базе 8-клапанного двигателя мощностью в диапазоне от 80 до 100 л/с. 

- То есть, насколько я понимаю, переделать пришлось почти все?

- Да, с точки зрение моделирования рабочих процессов и определения основных параметров новой силовой установки пришлось проводить очень масштабную работу, которая обычно проводится при сосздании нового ДВС. Самое главное было – обеспечить надежность системы смазки и самоохлаждения. С учетом поворота двигателя на 90 градусов. В этом случае, как я говорил, все процессы протекают по-другому, поэтому пришлось некоторые системы и компоненты проектировать с нуля.

- Опыт создания оппозитных двигателей мог бы помочь? Делали же у нас двигатели с горизонтальными цилиндрами для мотоциклов?

- Да, если брать советский опыт, то много было у нас самых разных ДВС. Но мы сейчас исходим из того, что доступно на данный момент. Лодочный мотор — это, скорее, адаптация базового двигателя. Во всем мире происходит так, что берут за основу конструкцию базового мотора, а дальше уже это превращается либо в подвесной мотор, либо в стационарный.  

 

Должно быть не хуже китайцев

- Каков ресурс будет у двигателя? Сколько моточасов?

- В техническом задании на разработку указана конкретная цифра. При разработке лодочного мотора мы используем современную методологию, которая позволяет на стадии проектирования решать задачу целевого конфликта между ресурсом, расходом топлива и стоимостью жизненного цикла, это всегда вопрос компромиса.

Для подтверждения результатов моделирования мы будем проводить ресурсные испытания. Не хотелось бы до того, как мы убедимся в достоверности цифр, что-либо об этом говорить. Но мы целимся на то, что он точно будет не хуже аналогичных двигателей китайских производителей.

- Нишу до 30 л/с у китайцев совсем никак российским инженерам не отвоевать?

- От инженеров тут мало что зависит. В России сейчас не производится базовых двигателей такой мощности, которые можно было бы использовать в ПЛМ.

- То есть «Вихрь», «Нептун», в прошлом?

- Да. Единственная сейчас надежда на то, что производители мототехники, возможно, консолидируют усилия и создадут производство двигателей в этом мощностном диапазоне. Около 10 л/с.- 60 л/с. Это самые распространенные двигатели во всем мире. Но на сегодняшний момент таких производств у нас нет. А наша цель – создать отечественный подвесной лодочный мотор.

СПРАВКА MASHNEWS

  • В СССР серийно выпускали несколько марок лодочных подвесных моторов.
  • «Ветерок» (мощностью 8, 9,9 и 12 лошадиных сил) производили на Ульяновском моторном заводе с 1964 года по 2008 год.
  • «Нептун»  ( мощностью 20, 23 и 25 л.с.) выпускался на заводе «Красный Октябрь» и Машиностроительном предприятии имени Чернышева с 1967 по 1984 год и с 1994 по 2008 год.
  • «Вихрь» (мощностью 10, 25 и 30 л.с.) делали на Куйбышевском моторостроительном производственном объединении им. Фрунзе с 1966 года по 2010 год.

- Что не удается импортозаместить?

- На первом этапе механизм подъема двигателя, скорее всего, будет импортный, но мы закладываем возможность импортозамещения и этого компонента. А все остальное - свое.

- Кто будет вашим покупателем?

- Прежде всего, это госзаказчики, которые обязаны эксплуатировать отечественные решения. ГИМС, МЧС, ФСО, ФСБ, ВМФ и так далее. Соответственно, и гражданские покупатели.

Целевая аудитория – это покупатели катеров длинной 5,5 – 6 метров. Это, конечно, не рыбацкая лодка. Прогулочные, патрульные катера.

- О стоимости двигателя тоже говорить преждевременно?

- Мы нацелены в сегмент, который не дороже «Парсун» (крупный китайский производитель лодочных моторов Parsun Power. Как утверждает производитель, его изделия продаются в более чем 160 странах мира - прим. ред.). Их похожий мотор стоит около 950 тыс. рублей. Мы хотим быть, как минимум, немного дешевле. Сейчас курс валют таков, что он позволяет нам так предполагать. У нас на 90% отечественные сырье, материалы и комплектующие. Поэтому мы базовый двигатель исключительно российский и рассматривали. Он наиболее локализован на территории России. Остальные уникальные компоненты мы тоже будем производить сами.

Технологии отрабатываем на опытных прототипах и будем их изготавливать на нашей производственной площадке. Тем не менее, мы прорабатывали стратегию выхода на рынок в рамках существующего бизнесплана, где заявлена планируемая цена, но говорить об этом на существующем этапе пока что рано.

Кстати, в рамках разработанной стратегии мы планируем привлекать молодых инженеров – студентов Российских вузов а также студентов из стран БРИКС - участников Межвузовской студенческой инженерно-технологической корпорации. Суть идеи состоит в создании ежегодных студенческих инженерно-спортивных соревнований в рамках которых студенты вуза совместно с производителями маломерных судов будут разрабатывать скоростные катера, а мы будем передавать наш ПЛМ студенческим командам, где молодые инженеры будут его дорабатывать и оптимизировать совместную работу с разработанным катером. Поэтому, пользуясь случаем, мы бы хотели заинтересованных производителей маломерных судов пригласить к сотрудничеству.

В планах - дизель

- Где будет производство?

- У нас сейчас в ОЭЗ «Дубна»  вводится в эксплуатацию первое производственное здание. В июне 2024 года приступаем к строительству второго цеха, включающего собственное литейное производство, оснащенное 3D полимерно-песчаным принтером, машиной литья под давлением и в кокиль.

- Правильно ли я понял, что вы думаете и о подвесном дизельном моторе?

- Да, есть такой план. Дело в том, что сейчас коллеги в Нижнем Новгороде локализуют двигатель, разработанный одной ведущей инжиниринговой компанией, это очень хороший, современный турбодизель. После локализации он будет отечественным. У него очень интересные мощностные характеристики. Мы начинаем сейчас его эскизную проработку.

- Вы показали двигатель на основе ВАЗ-11182 в Петербурге, на выставке «Нева-2023». Интерес был?

- Конечно. Было много откликов. Мы убедились в актуальности и правильности выбранного нами продукта. Он сейчас крайне востребован.

Общались, в том числе, и с представителями «Кингисеппского машиностроительного завода». У специалистов этого предприятия очень живой интерес вызвала наша разработка.

Разговаривали и с потенциальными смежниками. Потому что не все сможем делать сами. Но надеемся, что больше чем на 90% двигатель будет российским.

 

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: