13 сентября 2023 12:34
читать 5 минут

Что делает Севастопольский морской завод. Его ночью атаковали ракетами

Министерство обороны России подтвердило удар ВСУ десятью крылатыми ракетами по судоремонтному заводу в Севастополе. Нападение произошла ночью 13 сентября. По данным Минобороны, повреждения получили два корабля, находящиеся на ремонте. «В результате атаки [на Севастопольский морской завод], по предварительной информации, всего пострадало 24 человека, у четырех состояние средней степени тяжести», — сообщил губернатор Севастополя Михаил Развожаев.

За 240 лет работы завод построил более 500 и отремонтировал свыше 5000 кораблей и судов. Там были построены такие суда как бриг «Меркурий», «Чесма», «Синоп», крейсер «Очаков» и броненосец «Потемкин». Заводом имени Серго Орджоникидзе предприятие стало в 1936 году.

В конце 1941 основную часть завода эвакуировали, в Севастополе оставили филиал завода. В осаждённом городе судостроители изготовили плавучую зенитную батарею «Не тронь меня», выполняли аварийный ремонт повреждённых при прорыве в город кораблей Черноморского флота, построили бронепоезд, организовали ремонт танков.

В 1952 на заводе положили начало отечественному плавучему краностроению — в эксплуатацию сдали 50-тонный плавкран. Затем были построены краны на 100, 200, 500 тонн и наконец появился «Витязь» на 1600 тонн.

Ходовые испытания в Севастопольской бухте. На переднем плане - кран «Черноморец», за ним - «Богатырь», на заднем плане - «Витязь» / Сообщество в ВК «Ретро Севастополь»


В конце 1993 года, несмотря на протесты экологов, в док Севморзавода для удаления асбеста стал американский лайнер «Юнайтед Стейтс», прозванный журналистами «асбестовый гроб».

В 1990-е годы завод приватизировали. Контрольный пакет акций принадлежал Украинскому инвестиционному фонду (UGF)

В 2015 завод национализировали в пользу города, спустя 4 года он перешёл в федеральную собственность, стал филиалом АО «ЦС »Звездочка« (входит в Объединенную судостроительную корпорацию - ОСК). В 2018 году в состав завода вошло центральное конструкторское бюро »Черноморец«.

2 сухих дока (длина 160 и 179 метров) и набережные, оборудованные системами обеспечения сжатым воздухом, пресной и морской водой, кислородом и природным газом, протяженные причальные стенки (1100 метров), специализированные цеха для ремонта всех составных частей судна  позволяют выполнять любые виды ремонта, докования и переоборудования судов, кораблей и подводных лодок всех типов и назначений.

На территории завода в 1960-е годы поставили памятник, который рабочие прозвали — «мужик с длинным рублем». Монумент посвящен работникам завода. Мужчина, который держит в руках знамя, символизирует стремление рабочих завода к новым трудовым достижениям и победам.

Памятник рабочим Севморзавода / Сообщество ВК «Подслушано в Севастополе»

 
Еще в 2017 году завод попал под санкции США из-за связи с российскими военными и спецслужбами, с 2021 года завод включен в санкционный список Украины, а в 2022 года завод попал в расширенный список санкций США.
Летом 2023 года губернатор Севастополя Михаил Развожаев по итогам встречи с тогдашним главой Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым сообщил, что Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе возобновит строительство судов в 2024 году.

На своей странице в Telegram он написал, что это буду прежде всего зерновозы – балкеры от 40 до 60 тысяч тонн (по которым уже есть реальные проекты), а в перспективе может быть и больше.

«Потребность в них очень большая. Мощности у ОСК все есть, понимание, откуда возьмутся ресурсы на модернизацию и покупку необходимого оборудования, – это в том числе и средства Фонда развития промышленности», - сообщал Развозжаев.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: