Челябинский мотосёрф. Ростех решил заработать на отдыхающих
Челябинский радиозавод «Полёт» весной этого года собирается вывести на рынок первый отечественный мотосёрф — скоростную доску с двигателем внутреннего сгорания. До этого завод выпуском такой продукции не занимался. Тем временем в мире от бензиновых сёрфов переходят на электрические.
Непрофильная новинка
АО «ЧРЗ »Полёт« (входит в холдинг »Росэлектроника« госкорпорации »Ростех«) — одно из крупнейших предприятий радиотехнической промышленности России по разработке и производству наземного радиолокационного и радионавигационного оборудования для гражданской авиации и воздушно-космических сил.
Новинка, которую завод собирается выпустить уже этой весной, не является для предприятия профильной, сообщил генеральный директор ЧРЗ «Полёт» Александр Нестеров.
«В рамках диверсификации производства мы расширяем линейку гражданской продукции, разрабатывая такие непрофильные решения, как моторизированный сёрф. Основу скоростной доски составляют российские комплектующие и материалы, что важно с точки зрения производства. Наши мотосёрфы способны составить конкуренцию и на мировом рынке спортивных мотодосок. Они не уступают зарубежным аналогам по основным техническим характеристикам, выигрывая при этом по цене и стоимости эксплуатации», — подчеркнул Александр Нестеров.
Мотосёрф, разработанный в Челябинске, представляет собой доску из лёгкого и прочного углепластикового волокна. Он оборудован двигателем внутреннего сгорания объёмом 100 куб. см. Доску приводит в движение встроенный водомёт и четвертьволновой резонатор, выполняющий функцию выхлопной системы. Мотосёрф может развивать скорость до 55 км/ч, оставаться на ходу до 60 минут при заправке полным баком. Вес изделия не превышает 20 кг, поэтому его легко транспортировать и хранить в домашних условиях.
На предприятии говорят, что мотосёрфы челябинского производства не требуют дополнительных технических приспособлений. Спортсмены и любители экстрима могут использовать доски на любых водоёмах, включая мелководье. Минимальная требуемая глубина — 50 см, эксплуатировать сёрф можно при температуре от 0 до + 50°С.
Не весной, так летом
Впервые свою разработку «Полёт» показал летом 2022 года на военно-техническом форуме «Армия». По словам главы регионального Минпрома Павла Рыжего, она вызвала там большой интерес.
«Такие разработки укрепляют имидж Челябинской области не только как сильного промышленного центра, но и как привлекательного для инвесторов туристического региона. Будем поддерживать инициативы радиозавода. Хотим предложить нашему губернатору широко презентовать эту новинку на открытии Центра водно-моторных видов спорта, запланированного этим летом в Челябинске», — сказал он.
Холдингу «Росэлектроника» инициатива завода тоже нравятся, там говорят, что серийный сёрф появится не весной, а летом этого года.
«В начале лета будет готов предсерийный образец челябинского мотосёрфа, который, в отличие от опытного образца, будет полноценным продуктом, готовым к серийному производству», — сообщили MASHNEWS в пресс-службе холдинга.
«Интерес к челябинскому мотосёрфу очень большой. Им заинтересовались как спортсмены, так и спецзаказчики. Планируется, что в ближайшем будущем в Челябинске начнётся разработка и электросёрфа», — добавили в Росэлектронике.
Доска с двигателем внутреннего сгорания — пережиток
В ЧРЗ «Полёт» пока не говорят о том, сколько будет стоить челябинский мотосёрф. Стоимость зарубежных бензиновых мотосёрфов в России колеблется в пределах от 6 000 до 20 000 евро (480 тыс. — 1,6 млн рублей).
У мотосёрфов, которые сейчас продают в России, есть сформировавшаяся «группа поддержки». Как правило, это люди состоятельные и увлечённые водно-моторным спортом. Они не пропускают ни одной новинки и готовы заплатить за неё несколько тысяч, и даже десятков тысяч, евро при условии, что эта техника будет качественной. Пробиться на такой рынок челябинскому предприятию будет непросто, считает Даниэль Фурман, генеральный директор компании «Мотосёрфинг». Эта компания на протяжении шести лет продаёт и обслуживает мотосёрфы в России.
«К сожалению, когда я приехал на выставку »Армия«, челябинского мотосёрфа на ней уже не было. Но даже по его фото можно сделать несколько выводов. Челябинская доска выглядит как полная копия чешской Jetsurf. Вначале я даже подумал, что это Jetsurf, у которого просто сняли наклейки с корпуса. Но, присмотревшись, понял, еле заметные отличия всё же есть — в форме корпуса. Немного изменили форму крышки моторного отсека. Однако так же стоят крепления для ног SB-boarding — это практически единственная компания, которая производит аксессуары для мотосёрфинга», — поделился Даниэль Фурман впечатлениями с MASHNEWS.
«Я очень уважаю Мартина Сулу, основателя компании Jetsurf, за то, что он сделал нечто совершенно новое. Большинство компаний просто копируют его технологии. И лишь нескольким из них удалось создать достойные копии. Jetsurf — это эталон сёрфа с бензиновым двигателем. Интересно, что Мартин Сула не просто изобрёл Jetsurf, ему удалось создать компанию, которая на протяжении 10 лет удерживала лидирующие позиции на рынке мотосёрфинга. Сейчас появилось много конкурентов, и Jetsurf перестала быть монополистом. Основной тренд сейчас — электро. Все топовые доски уже давно выпускаются с электродвигателями, и все стартапы сразу идут по этому пути. Бензиновые двигатели используются в основном для соревнований. Двигатель внутреннего сгорания в какой-то степени — уже пережиток прошлого», — подчеркнул он.
Даниэль Фурман рад, что Ростех обратил внимание на мотосёрфинг.
«Я считаю, это очень большой плюс. Однако нынешние технологии ушли далеко вперёд. Невозможно создать качественный продукт за короткий срок. Мы представляем в России гидрофойл байк Manta5, который был создан в Новой Зеландии. Его финальному серийному продукту предшествовало девять лет (!) разработки», — говорит Даниэль Фурман.
Чтобы выдержать конкуренцию с чешскими, китайскими, английскими производителями, «Полёту» придётся позаботиться о создании в штате команды райдеров, которые будут испытывать его продукцию, добавляют в компании «Мотосёрфинг». Только с помощью низких цен достичь успеха на этом рынке не получится. А стоимость эксплуатации бензиновых мотосёрфов в принципе невелика, если они сделаны надёжно.
«Ещё три-четыре года назад мы наблюдали, как часто капризничал и ломался Jetsurf. На отладку досок ушли годы. Зато сейчас поломок нет. Челябинскому предприятию следует учесть этот опыт», — отмечает Даниэль Фурман.
СПРАВКА MASHNEWS:
Первое упоминание о сёрфинговой доске с мотором появилось в 1935 году в Австралии. В 2019 году мотосёрфинг был признан Международным союзом водно-моторного спорта (UIM) как официальный вид спорта. Тогда же дисциплина была включена во Всероссийский реестр видов спорта под наименованием «доска с водомётом».
Сергей Крапивин для MASHNEWS