Частный бизнес заинтересован в нацпроекте "Производительность труда" больше госкомпаний
Борьба за повышение производительности труда в России будет продолжена. Поэтому национальный проект «Производительность труда» не завершится в 2024 году. Нацпроект не требует от государства много денег — только на работу экспертов. Большинство рекомендаций проверенные — от Toyota и Daimler. Привлекают к участию в нацпроекте на добровольной основе, сейчас среди предприятий-участников — в основном частный бизнес.
Проект «Производительность труда» стартовал в 2019 году и должен был завершиться в конце 2024 года. Государство на безвозмездной основе предлагает руководителям предприятий внедрить на своих производствах испытанные на практике способы повышения производительности труда. 30 ноября на совещании у президента РФ министр экономразвития Максим Решетников заявил о необходимости продлить действие программы. Премьер Михаил Мишустин сказал, что в нынешних условиях повышение эффективности производства особенно важно.
Давно борются за производительность
Производительность труда в России ниже, чем в Европе, на уровне Чили. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2015 году стоимость продукции на человеко-час в России составляла $25,9 — вдвое меньше, чем в Европе ($55,9). Но есть страны и с более низкой производительностью труда, например, Мексика ($19,5).
В 2012 году Владимир Путин поставил задачу за семь лет повысить производительность труда в 1,5 раза.
На нацпроект «Производительность труда» государство потратило в 2019–2021 годах 13,5 млрд рублей. Это расходы на деятельность оператора проекта. За первые два года в программе повышения производительности труда приняли участие 2 300 предприятий. По данным Минэкономразвития, они увеличили свои доходы на 61 млрд рублей.
«Если посмотреть на дополнительный вклад этих компаний в экономику в целом, он составляет 383 млрд», — сообщил министр Решетников.
По его словам, сейчас на участие в проекте поступило две тысячи новых заявок.
Участвовать зовут всех
За последний год интерес к национальному проекту действительно вырос. До лета 2022 года принять участие в проекте могли только предприятия, имеющие оборот 400 млн рублей в год и занятые в пяти сферах: обрабатывающего производства, транспорта, строительства, торговли и сельского хозяйства. Теперь в случае поддержки заявки администрацией региона в программе разрешили участвовать предприятиям из всех отраслей.
В Петербурге руководители предприятий обратили внимание на программу после осеннего заявления руководителей Фонда поддержки промышленности Санкт-Петербурга о готовности кредитовать участников нацпроекта по программам фонда. Речь идёт о льготных кредитах на срок до пяти лет, под ставку от 1% до 5% годовых.
Директор Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (петербургский оператор нацпроекта) Ирина Голубцова сказала MASHNEWS, что сейчас в Санкт-Петербурге в проекте заняты немногим более 150 компаний, к 2024 году число петербургских участников приблизится к 500.
Среди участников национальной программы из Петербурга больше всего предприятий из сфер электроники и машиностроения.
Что советуют эксперты
Для повышения производительности труда, объясняет Ирина Голубцова, используют технологии бережливого производства и политики непрерывных улучшений. Проще говоря, это совокупность научно-практических наработок, позволяющая добиться большей эффективности производства. Для этого используется опыт Toyota, Daimler, других мировых концернов. Из отечественных — применяют опыт Росатома.
На практике это выглядит так. После подачи заявки компанией на место выезжают представители Федерального или Регионального центров компетенций в сфере производительности труда (ФЦК или РЦК), они проводят оценку производства, выявляют проблемные участки.
«Эксперты осматривают основной производственный поток компании и определяют его потери с помощью картирования, применения диаграммы спагетти и других инструментов. При использовании метода картирования сначала выстраивается карта текущего состояния производственного процесса, затем — идеальная карта. Потом идеальная карта накладывается на фактическую. Выявляются несоответствия и разрабатываются меры по их исправлению», — объясняет Голубцова.
Диаграмма спагетти (spaghetti chart) фиксирует реальные перемещения продукции и работников. Это позволяет скорректировать путь продукта, рационально разместить рабочие места, убрать лишние звенья.
Весь проект реализуется в течение полугода, это время эксперт ФЦК или РЦК постоянно находится на производстве, что должно гарантировать его полное погружение в процессы предприятия.
Для каждого предприятия ставятся собственные цели: у одних это снижение времени производства, у других — увеличение выработки на одного работника. Результаты должны быть достигнуты за шесть месяцев.
Задача минимум — обеспечить в течении трёх лет рост производительности труда не менее, чем на 5% в год.
Предприятия, у которых закончился бесплатный полугодовой период поддержки со стороны федерального или региональных центров компетенций, могут продолжить получать помощь центров на коммерческой основе. По словам Ирины Голубцовой, в Петербурге таких примеров не было.
Руководство думает, что у него всё хорошо
Если обобщить опыт участников национального проекта в Петербурге, можно назвать самые распространённые ошибки.
Во-первых, нерациональное размещение рабочих мест и оборудования внутри производственных помещений. Во-вторых, большие запасы готовой продукции.
«Обычно на предприятии много времени занимает процесс переналадки оборудования с одного вида продукции на другой. Чтобы этого избежать, компания старается выпускать сразу большие партии. Но это, с одной стороны, увеличивает объёмы незавершенного производства, а с другой — не позволяет предприятию гибко реагировать на запросы рынка», — говорит Ирина Голубцова.
С этим борются с помощью разработанной Toyota системой быстрой переналадки SMED (Single Minute Exchange of Dies). «Это позволяет перейти к выпуску продукции оптимальными партиями. Товар производится практически по запросу потребителя, а не лежит на складах. Растёт оборачиваемость капитала», — объясняет Голубцова.
Ещё одна распространенная проблема — отсутствие стандартов выполнения операций. Работник выполняет свою работу так, как ему кажется удобным. Что далеко не всегда оптимально. Поэтому внедрение стандартов выполнения операций — обычная рекомендация экспертов.
Следующая проблема связана с руководством предприятия.
«Управление часто ведётся на основе идеального представления о том, что происходит на производстве, а не реального положения дел. Нужно сделать весь процесс понятным для участников на всех уровнях и быстро реагировать на возникающие проблемы», — говорит Голубцова.
Госпредприятия — не в передовиках
По данным оператора нацпроекта, производителю фанеры из Алтайского края — ООО «Павловский док» — удалось увеличить производительность труда на 686,5% (это лучший показатель среди участников программы). Пятигорскому заводу «Импульс» (производитель измерительных приборов) — на 270%. У новгородского НПО «Квант» (производство радиолокационной аппаратуры) выработка выросла на 47,3%.
В Петербурге одним из участников нацпроекта стало НПО «Процесс» (занимается проектированием и производством оборудования для химической и электрохимической отраслей).
«Это позволило взглянуть на нашу работу со стороны и выявить узкие моменты в управлении производством. Увеличили выработку в 1,5 раза», — говорит генеральный директор НПО Виталий Турыгин.
Руководители промышленных предприятий, безусловно, заинтересованы в увеличении производительности труда, но с госкомпаниями это происходит медленнее, потому что у них есть другие способы повышения рентабельности, сказал MASHNEWS председатель правления Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Сергей Федоров.
«Как показывает практика, заниматься повышением производительности труда в большей степени готовы представители частного бизнеса. В то время как значительная часть госкомпаний, монополистов, акцентируют своё внимание на получение субсидий от государства и повышении тарифов для бизнеса», — говорит Федоров.
СПРАВКА MASHNEWS:
Основные проблемы предприятий, которые выявляют эксперты центров компетенций:
- паузы в ожидании окончания подготовительных операций — 23%;
- лишняя транспортировка продукта по территории предприятия — 18%;
- лишние движения сотрудника на рабочем месте — 20%;
- незавершенное производство — 17%;
- перепроизводство — 12%;
- избыточная обработка — 7%;
- брак — 3%.
Игорь Федоров для MASHNEWS