«Буханку» хотят запретить. Но вместо этого она обретет вторую жизнь
Национальный автомобильный союз предложил Минпромторгу переквалифицировать легендарную уазовскую модель «Буханку» в трактор, убрав ее с дорог общего пользования.
Место в поле
Национальный автомобильный союз (НАС) обратился в Минпромторг РФ с предложением не продлевать «Буханке» Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Об этом 26 ноября сообщил телеграм-канал «Автопоток».
ОТТС - сертификат соответствия продукции. Он подтверждает, что техника полностью соответствует действующим на территории страны стандартам и требованиям безопасности. Сведения об ОТТС публикуются Росстандартом. В случае причисления «Буханки» к сельхозтехнике владельцам таких автомобилей понадобится получить удостоверение тракториста-машиниста. Есть и ряд ограничений: движение по дорогам только в светлое время суток, в некоторых случаях понадобится оформить специальное разрешение.
Руководство НАС настроено категорично: пусть «УАЗ СГР» (аббревиатура расшифровывается как «старый грузовой ряд») служит в армии и на благо сельского хозяйства, однако на магистралях эта машина появляться не должна.
«Несмотря на то, что этот автомобиль вроде бы соответствует требованиям технического регламента, что подтверждает ряд протоколов-испытаний, которые набрали в разных лабораториях, очевидно, что данное транспортное средство не подходит для дорог общего пользования и скоростных магистралей», - рассказал Mashnews вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Причина проста, объясняет он: «Буханка» не отвечает современным требованиям безопасности. «Люди, которые попадут в аварию на подобной технике, с высочайшей долей вероятности погибнут», - уверен Шапарин. При этом в НАС не склонны рубить совсем уж с плеча: говорится лишь о том, чтобы переквалифицировать «Буханку» в другую транспортную категорию, а не о том, чтобы прекратить ее выпуск в принципе.
Смена категории – падение продаж
«Буханка» - уникальный продукт российского автопрома, который сочетает в себе несколько важнейших качеств. Первое – абсолютная простота конструкции. Второе – относительная дешевизна. Третье – хорошая проходимость. Ничего подобного никто другой не предлагает», напоминает редактор-эксперт Quto.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Кованов.
«С точки зрения стратегии о нулевой смертности на дорогах, таких автомобилей быть не должно. Но с точки зрения нынешнего положения российской экономики, такие автомобили были, есть и будут выпускаться в дальнейшем», - говорит эксперт.
Что же касается введения ограничений, то собеседник Mashnews не видит для этого административных рычагов.
«Более того, стань «Буханка» официально «трактором», ее продажи сразу же пойдут на спад. «УАЗ Hunter» сегодня сертифицирован как грузовик. Им можно управлять с категорией B, но есть множество ограничений по эксплуатации. И это сразу сделало модель фантастически непопулярной. Если проделать нечто подобное и с СГР, он просто перестанет продаваться», - говорит Кованов.
Таким образом, УАЗу переходить на «тракторные» рельсы крайне невыгодно, ведь «Буханка» и без того штучный продукт: сложно назвать массмаркетом модель, которая выпускается в количестве 10 тыс. экземпляров в год.
Будут улучшать
Спецтехника для спецусловий – пожалуй, именно так можно охарактеризовать «УАЗ СГР». Но спецтехника все же легковая.
«Она нужна армии, нужна в сельском хозяйстве. Никто на ней по трассе не гоняет – во всяком случае, я такого не видел. Люди используют такой транспорт все же по большей части вне дорог. А для кого-то это автомобиль, которым просто интересно управлять, в том числе и в условиях оффроуда, игрушка взрослого человека. Разбираться надо не с «Буханкой», а с современными ценами на российский автопром», - уверен автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев.
Конструктивно и с точки зрения безопасности эта машина относится к 60-м и 70-м годам прошлого века, признает он, но задается вопросом: «Есть ли статистика по ДТП именно с участием «СГР»? Отдельной – нет».
Официального комментария от Ульяновского автозавода на момент публикации этого материала мы не получили, но очевидно, что «Буханка» на пенсию не отправится. Об этом, в частности, свидетельствует ряд шагов, направленных на модернизацию ее производства.
Во-первых, на УАЗе полностью обновили штамповую оснастку, на которой производятся кузовные детали для «СГР», во-вторых, в ближайшем будущем – поделился с нами эксклюзивом Алексей Кованов – будет существенно улучшена окраска. В Ульяновске не могут сделать «Буханку» современнее, но сделать ее лучше им вполне по силам.