26 сентября 2025 17:44
читать 14 минут

Борьба с дефицитом топлива. Справятся ли российские НПЗ

Ограничение вывоза топлива из страны создает риски для развития переработки нефти. Но главная проблема отрасли – атаки БПЛА, на защиту от которых нужно бросить все силы, считают эксперты. 

Правительство России решило продлить полный запрет на экспорт бензина до конца года для всех участников рынка. Также запрещен вывоз дизельного топлива непроизводителями. Об этом 25 сентября сообщил вице-премьер РФ Александр Новак. Мера призвана снизить биржевые цены на бензин и снять дефицит в отдельных регионах страны. Как быстро улучшится ситуация на заправках, хватит ли для этого мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые сократили выпуск топлива из-за атак украинских беспилотников, и какие риски для отрасли влечет длительный запрет экспорта, Mashnews разбирался с экспертами. 

Заводы «стоят» - цены растут

Решение кабмина о запрете экспорта бензина (для всех участников рынка) и дизтоплива (для непроизводителей) до конца 2025 года было ожидаемо на фоне рекордных биржевых цен и перебоев с топливом в ряде регионов. Так, накануне о проблемах с нехваткой бензина на АЗС заявил глава Крыма Сергей Аксенов, напомнивший о том, что часть российских нефтезаводов «физически не работает». В этот же день ассоциация новосибирских фермеров АККОН обратилась к губернатору Андрею Травникову, призывая срочно решить проблему с дизтопливом, которая ставит под угрозу уборку урожая в регионе.   

В правительстве РФ рассчитывают решить проблему, направив на внутренний рынок дополнительный объем нефтепродуктов, которые сейчас экспортируются. Традиционно Россия продавала за рубеж около 10% производимого бензина и 50% дизеля, которые оставались невостребованными внутри страны. Как рассказал Mashnews заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, экспорт этих излишков ежегодно приносил стране «несколько десятков миллиардов долларов валютной выручки».

Участившиеся атаки на НПЗ привели к сокращению объемов переработки. В прошлом году российские заводы выпустили 41 млн тонн бензина против 44 млн тонн в 2023-м. Производство дизтоплива за тот же период снизилось с 88 до 82 млн тонн. Официальных данных о том, какая часть перерабатывающих мощностей встала из-за внеплановых ремонтов, нет. Ранее Reuters называл цифру в 17%.  

«По нашим оценкам, из строя может быть выведено не менее 15% производственных мощностей, но точно сказать сложно, так как компании и отдельные НПЗ по понятным причинам обычно не раскрывают масштаб ущерба и сроки ремонтов», - прокомментировал Mashnews аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

Он добавил, что практически все снижение пришлось именно на внешние атаки, так как в условиях большого количества аварийных ремонтов плановые работы стараются либо ускорять, либо переносить.

Запрет экспорта – «медийная» история

В то же время топливный кризис, о котором ежедневно пишут СМИ, вызван скорее не физическим отсутствием нефтепродуктов в стране, а экономическими причинами, отмечают эксперты. Затраты, связанные с внеплановыми ремонтами НПЗ, и сезонный рост потребления подстегивают цены, а независимые АЗС, которые сами не производят топливо, а покупают его на бирже, не готовы брать его по высоким ценам и продавать дешево (чтобы конкурировать с ВИНКами и не вызывать вопросы у антимонопольной службы). Это и приводит к отсутствию бензина на отдельных заправках. Однако к зиме спрос на топливо традиционно снижается, а значит и цены должны пойти вниз. 

Само по себе ограничение запрета на экспорт сильно не изменит ситуацию – бензин и так не вывозится из страны, потому что сейчас никаких излишков попросту нет. И в этом смысле решение кабмина имеет скорее «медийную» составляющую, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

«Сейчас с учетом плановых и внеплановых ремонтов НПЗ особо и нечего экспортировать. Все, что мы производим, и так идет на внутренний рынок, и даже без запрета особо не было бы объемов для экспорта», - пояснил собеседник Mashnews. 

По мнению Сергея Кауфмана, тот факт, что дефицит бензина наблюдается только в отдельных регионах, может говорить о том, что его масштаб не превышает 3-5% от стандартного уровня потребления. Что касается дизеля, то его нехватка носит не системный характер и, учитывая значительное превышение объема производства над объемом потребления, может быть связана с логистическими ошибками отдельных игроков на рынке или с чрезмерным объемом экспорта со стороны перекупщиков, добавил эксперт.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль назвал действия правительства по ограничению экспорта оправданными, добавив, что они направлены, прежде всего, на перекупщиков и не повлияют на деятельность крупных нефтяных компаний.  

«Наших текущих мощностей вполне хватит для закрытия собственных нужд страны и даже для экспорта», - пояснил Mashnews глава отраслевого союза, добавив, что образовавшийся дефицит моторного топлива связан с сезонностью и скоро завершится. Тем не менее, по его словам, руководству страны стоило бы больше внимания уделять вопросам планирования и управления нефтяным рынком по примеру США, Японии и других стран. 

По прогнозам Юрия Станкевича, уже в ближайшее время ситуация на топливном рынке стабилизируется. 

«На ряде НПЗ внеплановые ремонты, начавшиеся в августе - сентябре, завершены. Уверен, что собственные мощности российской нефтепереработки уже в октябре позволят создать превышение предложения над спросом», - заявил депутат, добавив, что все дополнительные объемы нефтепродуктов будут накапливаться в резервных запасах на случай форс-мажора.

Он подчеркнул, что уровень антитеррористической защиты объектов ТЭК растет, иначе наносимый беспилотниками урон был бы несоизмеримо выше.

Как отметил Сергей Кауфман, в большинстве случаев повреждаются не самые высокотехнологичные установки, которые российские компании способны ремонтировать своими силами. 

«Это значит, что большинство НПЗ в случае успешного отражения новых атак способны восстановить производство в течение 1-2 месяцев. Этот факт вместе с сезонным снижением спроса может позволить ситуации стабилизироваться на горизонте месяца, если не будет новых успешных атак на НПЗ», - пояснил аналитик ФГ «Финам».

При этом новым риском, если ремонты на НПЗ не будут завершены в ближайшие месяцы, примерно с середины ноября может стать зимний дизель, который традиционно является проблемным видом топлива для внутреннего рынка, добавил собеседник Mashnews.

Дело не в экспорте, а в безопасности

По мнению Игоря Юшкова, большинство повреждений на заводах можно устранить и начать нормально работать в течение 1-2 месяцев. Но пока удары беспилотников на НПЗ продолжаются, предприятия не готовы полноценно вкладываться в строительство и модернизацию новых мощностей, которые легко могут быть разрушены. А затраты на внеплановые ремонты приходится «зашивать» в стоимость нефтепродуктов. 

«С 2022 года действуют санкции, запрещающие импорт в Россию оборудования для модернизации НПЗ, поэтому часть оборудования мы завозим параллельным импортом, что-то покупаем в Азии, что-то производим сами. Но в любом случае стоимость этого оборудования выросла, и как только происходит повреждение – его надо купить или отремонтировать, а это дополнительные затраты, и нефтекомпании компенсируют их за счет внутреннего рынка», - отметил эксперт.

Ограничение экспорта нефтепродуктов создает некоторые риски для развития отрасли. Компаниям проще сделать ставку на вывоз сырой нефти, чем инвестировать в ее переработку, считают эксперты. Однако главная проблема все-таки не в регуляторных мерах государства, а в обеспечении безопасности НПЗ. Собеседники Mashnews сходятся во мнении, что защита от внешних угроз – та первостепенная задача, без решения которой будет трудно развивать отрасль. 

«В приоритете и у компаний, и у Правительства, и у силовых ведомств одна задача - создание глубокоэшелонированной системы обороны объектов ТЭК, максимально насыщенной техническими и иными средствами активной и пассивной защиты», - отметил Юрий Станкевич.

По его словам, организация защиты только одного НПЗ требует «миллиардов рублей». Поэтому важно определиться с источниками, из которых будут покрываться расходы на обеспечение безопасности энергетических объектов. 

«Минфин России предлагает в качестве возможного варианта рассматривать прямые субсидии из федерального бюджета, есть предложения покрывать ущерб от атак в рамках договоров страхования. Дискуссия между регуляторами и отраслью не закончена», - пояснил заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике.

Ограничениям дадут новый ⁷срок

Когда удастся снизить зависимость производства топлива от украинских атак беспилотников, никто не знает, а значит, запрет экспорта нефтепродуктов может продолжиться и в следующем году. 

«Не исключаю решения о продлении запрета на экспорт. Решение будет приниматься «с колес», исходя из текущей военно-политической обстановки. Приоритеты работы нефтяной отрасли в любом случае не поменяются - обеспечение ежегодной добычи нефти более 500 млн тонн, половина которой будет направляться на переработку для исчерпывающего удовлетворения потребностей страны в моторных топливах, иных продуктах нефтепереработки и нефтехимии», - заключил Юрий Станкевич.

По мнению Сергея Кауфмана, сроки снятия запрета на экспорт бензина будут в первую очередь определяться сроками ремонтов НПЗ и успехами в отражении новых атак. 

«Зимой спрос на бензин сезонно снижается, в связи с чем даже умеренное восстановление производства может позволить правительству снять запрет с нового года, но на первых порах только для производителей. При этом если атаки продолжатся и будут достигать своих целей, то, конечно, о снятии запрета на экспорт даже в зимний период речи идти не будет», - считает эксперт.

Запрет на экспорт бензина и дизеля для непроизводителей действительно может стать постоянным, полагает Игорь Юшков. Однако вряд ли это ограничение будет непрерывно действовать для нефтяных компаний с собственной переработкой. Ведь в нормальной ситуации отрасль имеет излишки, которые не нужны внутреннему рынку. 

«Если вдруг в какой-то момент появится переизбыток, Правительство просто может отменить решение о запрете, и лишние объемы начнут вывозиться», - заключил эксперт. 

СПРАВКА MASHNEWS

В конце августа 2025 года правительство России продлило полный запрет на экспорт бензина до 30 сентября. Для непроизводителей он будет действовать до 31 октября. Меру ввели в конце июля на фоне рекордно высоких биржевых цен на бензин АИ-92 и АИ-95.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!