Боль участников торгов. Правительство устранит изъяны госзаказа
Президент Владимир Путин поручил правительству РФ усовершенствовать систему госзакупок. Эксперты перечислили Mashnews проблемы, с которыми реально сталкиваются заказчики и подрядчики.

На сайте Кремля 16 июля опубликован перечень поручений президента РФ Владимира Путина правительству по итогам встречи с представителями деловых кругов. Несколько поручений главы государства касаются госзаказа.
До 1 сентября 2025 года нужно проанализировать практику применения заказчиками мер по предоставлению национального режима при осуществлении закупок, а также практику приобретения юридическими лицами товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств.
К 1 сентября правительство должно представить предложения о дальнейшем расширении поддержки производства товаров российского происхождения и выполнения работ российскими лицами.
До 1 ноября 2025 года правительство должно обеспечить совершенствование контроля за соблюдением национального режима, а также расширить перечень случаев преимущественной закупки товаров российского происхождения.
Mashnews обратился к экспертам с просьбой объяснить, какие проблемы существуют в системе госзакупок сейчас и как их решить.
Точечные правки
Специалисты сходятся в том, что донастройка госзакупок сейчас будет носить точечный характер, говорит член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев.
«Главным образом речь идет о совершенствовании и автоматизации госзакупок малого объема (ЗМО, объемом до 600 тыс. рублей), которые сейчас в большинстве случаев слабо поддаются учету и контролю. В целом, это логичное продолжение работы государства в лице Минфина России по цифровой трансформации. К настоящему времени утверждена концепция электронизации ЗМО и дорожные карты по ее реализации, подготовлены соответствующие поправки в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ)», — отметил Тортев.
Малые закупки сейчас действительно считаются первоочередной проблемой, соглашается гендиректор ООО «Контрактные системы» Евгений Ландо. Их около 10% от общего количества закупок по 44-ФЗ, отсутствие учета и контроля не дает возможности обеспечить нормальную конкуренцию.
Единый каталог
Федеральная электронная площадка «ТЭК-Торг» (утверждена правительством для размещения госзакупок и закупок госкомпаний), по словам Дмитрия Тортева, уже пять лет работает над проектом ЕККТ (Единого каталога конкретных товаров), который только сейчас предлагает реализовать Минфин. Если опустить сложные детали реализации (свойственные специфике госзаказа), то механика такая: заказчик делает запрос на определенный товар на основании справочника, получает из государственной интернет-витрины актуальные предложения поставщиков и подтверждение наличия конкретного товара на складе.
«Предлагаемый регулятором механизм фактически уже подтвердил свою эффективность. Объем закупок, проведенных на этой тестовой площадке, только в 2024 году составил 60 миллиардов рублей, а это, в значительной части, бюджетные средства», — отметил Тортев.
Если мы говорим о реформе малых закупок, то проект Единого каталога конкретных товаров позволяет указывать еще и локализацию по субъектам РФ, пояснил Дмитрий Тортев. В некоторых регионах России сформированы и ведутся локальные каталоги конкретных товаров, с помощью которых заказчик может затребовать именно те товары, которые нужны и подходят к поставке. Этот опыт, как видится, должен быть распространен на всю страну на базе уже работающей системы.
«Более того, отмечу, что реализация такого проекта даст серьезнейшую экономию как бюджетных, так и корпоративных финансов. Крупные компании тратят сотни миллионов рублей на ведение своих справочников по номенклатуре — при том, что каждый вносит в систему один и тот же условный карандаш. Проект ЕККТ должен будет взять на себя вопросы верификации информации, указанной в карточках товаров, обеспечивать работу с поставщиками в части актуализации их предложений и так далее», — добавил Тортев.
Поэтому, считает эксперт, максимально логично не тратить бюджетные средства на разработку еще одного проекта, а передать ведение инициируемого Казначейством РФ и Минфином РФ каталога в ту сторону процесса, которая, как минимум, приблизилась к ведению аналогичных каталогов в разрезе отрасли или региона. Электронные торговые площадки тут выделяются на фоне иных участников процесса.
Демпинг
Каких-то существенных системных проблем на данный момент в госзаказе нет, считает генеральный директор компании «Ценный Контракт», общественный уполномоченный по закупкам при аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве Сергей Маковеев.
По его словам, часть проблем была решена. В частности, почти сведена на нет проблема профессиональных жалобщиков, во многих случаях проблема «рисования опыта», а также проблема «затачивания закупок через характеристики товаров». Хотя в некоторых ситуациях все эти «механизмы» все еще работают. Однако по всем направлениям контрольные органы стараются с ними бороться.
«С другой стороны, есть ряд проблем, которые являются «болью» участников закупок, и пока не ясно, как с ними бороться. Одна из таких проблем — демпинг. Демпинг случается отчасти из-за незнания участниками механизмов системы госзакупок, азарта и желания «забрать» лот любой ценой, но иногда и по сговору. С одной стороны, может показаться, что демпинг — это благо для заказчиков, так как происходит существенная экономия бюджетных средств. С другой стороны, зачастую «демпингующие» по незнанию или азарту участники не могут исполнить контракт и отправляются в Реестр недобросовестных поставщиков, либо поставляют некачественный товар», — пояснил Маковеев.
Заказчики, которые не готовы тратить время на проведение повторных закупок, соглашаются на то, что есть, а некоторые недобросовестные участники изначально находятся в сговоре с «демпингующими». Соответственно, говорит Макеев, экономия бюджетных средств при таких обстоятельствах выглядит сомнительно. Существующая система антидемпинговых мер никак не смущает «демпингующих», при необходимости они приобретают относительно дешевые гарантии на обеспечение исполнения контракта.
«В случае случайного «демпинга» заказчик тратит время и ресурсы на принятие решения об уклонении, на заседания в контрольных органах и на заключение контракта со вторым участником торгов. Хотя мог бы заключить контакт сразу же с «нормальным участником». В случае неисполнения контракта, тратится еще больше времени, чтобы получить то, на что рассчитывал заказчик. В этом отношении пока система неповоротлива и неэффективна», — подчеркнул Маковеев.
Защита российского рынка
Национальный режим, на котором сделан акцент в поручении президента, — это правила, дающие преимущество российским товарам и поставщикам перед иностранными, объяснил Евгений Ландо.
Если закупается товар из перечня, предусмотренного приложением 1 постановления правительства №1875 «О мерах по предоставлению национального режима…», то заказчик обязан отклонить любую заявку с иностранным товаром.
В случае, если закупается товар из перечня, предусмотренного приложением 2 постановления №1875, заказчик может принять заявку с иностранным товаром при отсутствии российского аналога. Если товара нет ни в одном приложении, то разрешена закупка иностранного товара, но с коэффициентом цены (например, цена иностранного товара рассчитывается на 15–30% дороже, что снижает его шансы на победу).
«Простыми словами: это защита российского рынка и рынка Таможенного союза в госзакупках», — отметил Ландо.
Однако национальный режим, который создан для защиты российских товаров, одновременно «топит» российский бизнес, добавил эксперт. Для того, чтобы попасть в реестр российских производителей, необходимо заплатить большое количество денежных средств и зарегистрировать буквально каждый свой товар.
Российскому — приоритет
Преимущественная закупка российских товаров сейчас действует абсолютно для всего, подчеркнул Евгений Ландо. В определенных случаях закупаются только отечественные товары, в других российские товары закупаются с преимущественной ценой.
«Этот список по большому счету некуда расширять, в перечень включаются все российские товары. Другое дело, что производителям их необходимо регистрировать, и тут без хорошего юриста и технического специалиста им будет это проблематично осуществить. Вывод: власти хотят еще сильнее сократить импорт в госзакупках, особенно в условиях санкций. Следующим шагом, возможно, будет обязательная закупка российских аналогов, даже если они гораздо дороже или хуже по качеству», — отметил Ландо.
По мнению Сергея Маковеева, под «преимущественной закупкой» понимаются случаи, когда заказчики могут закупить исключительно товар российского происхождения, это можно назвать скорее запретом на приобретение иностранных товаров.
«Перечень товаров, попадающих под запрет, установлен постановлением № 1875 и на данный момент насчитывает 151 позицию. Это не 151 наименование товаров, это именно позиции, которые могут включать в себя десятки и сотни наименований товаров. В качестве примера можно привести: ткани текстильные, обувь, аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей, краны мостовые электрические, краны портальные, лифты пассажирские и так далее», — пояснил Маковеев.
Запрет можно расширить на те виды товаров, которые производятся на территории РФ на 100% (то есть элементы производства являются исключительно российскими — от сырья до производственной цепочки) и внесены в реестр промышленной продукции, но с учетом наличия конкурентного рынка. То есть это не должен быть один производитель из реестра.
«На данный момент множество товаров, которые производятся российскими организациями (то есть записи об этих товарах содержатся в реестре промышленной продукции), попадают под действие ограничения (нельзя закупать иностранный товар, если есть хотя бы одна заявка с российским товаром). Некоторые категории товаров можно было бы перенести из «ограничения» в «запрет». Однако такой перенос должен осуществляться после тщательного анализа рынка на предмет наличия достаточной конкуренции и понимания, зачем такой перенос нужен в принципе», — добавил Маковеев.
«Черный список» недобросовестных конкурентов
Евгений Ландо отметил еще несколько важных проблем. Во-первых, это сложности получения банковских гарантий. У банков слишком много красных линий, они могут не выдать гарантию даже действующей компании, у которой когда-либо были блокировки счетов.
Во-вторых, подрядчику бывает тяжело забрать отработанные деньги у заказчика. Огромный перевес сейчас на стороне заказчика, который может гонять бедного поставщика по инстанциям, заниматься буквоедством и в итоге расторгнуть контракт.
«Что можно улучшить? Упростить участие малого бизнеса (например, снизить объем гарантий для небольших контрактов или отменить вообще), снизить стоимость вхождения в реестр российских производителей, ужесточить наказание для недобросовестных поставщиков, а также ввести реестр недобросовестных конкурентов и назначить таким «конкурентам» наказание», — резюмировал Ландо.