07 апреля 2025 13:52
читать 13 минут

Бизнесмен оспаривает отказ таможни в ПТС для нестандартного полуприцепа

Россиянин судится с Минпромторгом и таможней, поскольку больше года не может пользоваться полуприцепом для перевозки автомобилей. Эксперты скептически оценивают его шансы.

Индивидуальный предприниматель Сергей Радонежский обратился в Дорогомиловский суд города Москвы с административным иском к Минпромторгу и ФТС (документ есть в распоряжении Mashnews). Иск он подал как физическое лицо. Причиной стала невозможность получить паспорт транспортного средства (ПТС) для ввезенного из Китая полуприцепа-автовоза Hengtong Liangshan CBZ9240TCL.

В начале марта суд отказал предпринимателю в удовлетворении исковых требований, однако представляющий его юрист готовится подать апелляционную жалобу. Все это время транспортное средство находится в Челябинске, за каждый день просрочки Радонежскому начисляются пени за неуплату утилизационного сбора. Mashnews разбирался в ситуации ввоза в Россию нестандартных транспортных средств.

Китайский пленник

Как рассказал Mashnews Радонежский, полуприцеп привезли из Китая в Кыргызстан, там растаможили, после чего привезли в Москву в испытательную лабораторию, где 1 апреля 2024 года оформили электронный паспорт транспортного средства (ПТС). Сейчас полуприцеп находится в Челябинске.

«Согласно изменениям в пункте 5 постановления правительства № 1291, вступившим в силу 1 апреля 2024 года, необходимо самостоятельно рассчитать сумму утилизационного сбора. Суммы определяются на основании средней минимальной стоимости транспортного средства из списка Минпромторга. В списке Минпромторга моего транспортного средства нет. Соответственно, рассчитать и оплатить утильсбор невозможно.  При этом пени за несвоевременную оплату утильсбора я обязан буду заплатить. Информацию о средней стоимости транспортного средства для Минпромторга должна передать Федеральная таможенная служба (ФТС)», — объяснил Радонежский.

По словам старшего партнера и управляющего московского офиса юридической фирмы «Лесников, Ильичев и партнеры» Алексея Ильичева, который представляет интересы Радонежского, сведения о таможенном декларировании полуприцепа у таможни имеются.

«Это даже через сайт таможенного органа пробивается. Истец представлял таможенную декларацию. У ФТС вообще все данные есть: и декларация, все документы о стоимости и наименовании полуприцепа. Формальный подход госоргана нарушает конституционные права истца по поводу получения ПТС на данное транспортное средство. Фактически в этом и состоит проблема», — уточнил юрист.

Ильичев добавил, что полуприцеп уже в России, но ПТС никак не получить. Более того, истец перечислил утилизационный сбор в сумме 600 тыс. рублей, подал заявление в таможню о его зачете.

«А таможня сказала: мы не можем его принять, потому что вы не включили коэффициенты. Коэффициенты берутся из расчета, которые публикуются на сайте Минпромторга. Мы таможне объясняем: как мы можем их рассчитать, если Минпромторг не публикует информацию по причине того, что ФТС не передала им информацию? А таможня отвечает, что ничего не знает, и кроме этого, за неуплату утилизационного сбора начисляет пени. Ситуация получается безвыходная: ввезти в Россию полуприцеп можно, но использовать мы его не можем. Замкнутый круг», — подчеркнул Ильичев.

Согласно указанным в исковом заявлении данным, стоимость прицепа составляет 8 тыс. долларов (почти 676 тыс. рублей). Истец просил суд обязать ФТС передать в Минпромторг информацию о марке, модели и стоимости полуприцепа, обязать Минпромторг опубликовать информацию о марке, модели и стоимости полуприцепа, а также в качестве восстановления нарушенных прав обязать ФТС не начислять пени за неуплату утилизационного сбора с 3 апреля 2024 года. Однако 4 марта суд отказал Радонежскому в удовлетворении исковых требований.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Liangshan Hengtong Trailer Manufacturing Co., Ltd. — компания из города Ляншань (провинция Шаньдун, Китай), которая производит полуприцепы-контейнеровозы, полуприцепы с кузовом с решетчатым тент-каркасом, полуприцепы-автовозы для перевозки автомобилей, низкорамные тралы с плоской платформой (полуприцепы-тяжеловозы), полуприцепы с безбортовой платформой и полуприцепы-фургоны.
  • Паспорт транспортного средства (ПТС) — один из основных документов на автомобиль, который содержит в себе информацию о технических характеристиках машины, ее владельцах, регистрации и снятии с учета в ГАИ.
  • Утилизационный сбор — обязательный платеж, который покрывает расходы на будущую утилизацию автомобиля.

Публикация решения суда затягивается

По словам Алексея Ильичева, у них нет пока решения суда — оно не опубликовано. «Если бы оно было, мы бы уже направили в Мосгорсуд апелляционную жалобу. В аппарат судьи Дорогомиловского районного суда я не могу дозвониться. На обжалование дается месяц с момента изготовления решения в окончательной форме. Я предполагаю, что суд его еще не изготовил», — отметил юрист.

Ильичев готов подать ходатайство о восстановлении сроков подачи апелляционной жалобы. «Но это затягивает процесс разрешения вопроса, потому что проволочки влияют на срок разрешения ситуации в целом. Истец не может пользоваться полуприцепом уже больше года», — посетовал юрист.

В пресс-службе ФТС в ответ на запрос нашего корреспондента пояснили, что согласно объявленной 4 марта 2025 года резолютивной части решения Дорогомиловского районного суда города Москвы в удовлетворении административных исковых требований Радонежского С.Н. отказано. «В случае дальнейшего обжалования вынесенного Дорогомиловским районным судом города Москвы решения, преждевременно говорить об исходе рассмотрения дела, так как судебные решения принимаются на основе доказательств и аргументов, представленных в ходе судебного заседания», — добавили в пресс-службе таможни.

В Минпромторге на запрос Mashnews не ответили.

Эксперты сомневаются

Специалисты скептически отнеслись к перспективам Сергея Радонежского в апелляционной инстанции. Эксперт рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов объяснил, что существует технический регламент Таможенного союза 018-2011, который описывает технические характеристики всего того, что является транспортным средством.

«Скорее всего, полуприцеп по каким-то техническим параметрам (скорее всего, по габаритам) не отвечает требованиям регламента. Как ему в этом случае оформили ПТС, не очень понятно», — отметил Попов.

По его словам, транспортных средств в мире огромное количество, и Минпромторг не обязан создавать перечень, который должен учитывать их все. Если предположить, что полуприцеп соответствует требованиям техрегламента Таможенного союза, и ему оформили ПТС на основе лабораторных испытаний, то все равно у него должна быть бумажка, которая называется «одобрение типа транспортного средства».

«Я думаю, что есть процедура, которая предполагает расчет утилизационного сбора для транспортных средств, которых нет в списке Минпромторга. Это либо усреднение, либо какая-то похожая на эту историю ситуация. По моему мнению, перед тем, как выполнять эту процедуру, нужно было провести проверку: возможно ли это вообще или нет? А во-вторых, задать вопрос Минпромторгу. И получив ответ, действовать по тому алгоритму, который они укажут. Запросто Минпромторг мог бы указать, что отсутствие транспортного средства в перечне указывает на невозможность его ввоза в Российскую Федерацию. Или указал бы, что отсутствие транспортного средства в списке транспортных средств для расчета утильсбора связано с тем, что он не отвечает требованиям технического регламента Таможенного союза», — добавил Попов.

Генеральный директор ООО «Инфра Проекты» Алексей Безбородов, изучив на китайских площадках информацию о спорном транспортном средстве, объяснил Mashnews, что он представляет собой полуприцеп на легковом шасси.

«Он никогда не получит сертификата одобрения в ЕАЭС. Его растаможили, но на учет не поставят. Это грузовик на легковом шасси. Туда вмещается пять или шесть автомобилей. Это достаточно весомая история», — подчеркнул Безбородов.

По его словам, те полуприцепы, которые сейчас передвигаются по дорогам Китая — это зачастую «полный и кромешный ужас». Эксперт считает, что спорное транспортное средство не добавят в список Минпромторга, а предприниматель Радонежский даже не удосужился перепроверить перспективу.

«Минпромторг — не закрытое ведомство, они всегда с интересом смотрят на новые транспортные средства. Судя по внешнему виду этого полуприцепа, он не самого хорошего качества. Я не знаю, какие автомобили могут позволить возить на таком полуприцепе», — резюмировал Безбородов.

Однако Сергей Радонежский настаивает на своем. По его словам, электронный ПТС у него есть, но он в статусе «не завершенный» из-за неоплаченного утильсбора.

«С таким ЭПТС я не могу зарегистрировать полуприцеп в МРЭО, получить номера и СТС, поэтому его нельзя использовать на дорогах общего назначения. Полуприцеп-автовоз абсолютно стандартный, таких в России множество. На полуприцеп оформлено СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), а значит, он соответствует техническому регламенту Таможенного союза»», — пояснил предприниматель.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Сергей Радонежский является учредителем и гендиректором зарегистрированного в декабре 2024 года ООО «Челябинские прицепы», а также с 2019 года имеет статус ИП. Бизнесмен специализируется на производстве кузовов для автотранспортных средств, а также производстве прицепов и полуприцепов.
  • МРЭО — подразделение в структуре МВД, отвечающее за допуск транспортных средств к эксплуатации.
  • СТС — свидетельство о регистрации транспортного средства.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!