Бизнес стали штрафовать меньше, но обходится ему это дороже
Количество проверок бизнеса в России снизилось, однако общий размер собираемых с предприятий штрафов вырос. Предприниматели отмечают усиление налогового контроля, возбуждение большего числа уголовных дел и расширение сферы действия автоматизированных систем учёта, которые зачастую дублируют друг друга.
Мораторий помог статистике
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов подготовил ежегодный индекс административного давления на бизнес. Его он представил 30 мая. В документе говорится, что за прошедший год ситуация с проверками изменилась в положительную сторону. Если в 2021 году было 973 тысячи проверок (в основном — федеральными ведомствами), то в 2022-м — 325 тысяч подобных мероприятий (собственно проверок — 292 тысячи).
Причиной этого стал введённый Правительством РФ мораторий на проведение плановых проверок.
«Уровень административного давления на бизнес за год снизился. Количество проверок очень значительно сократилось, на 70%», — говорит Борис Титов.
Изменился и подход к наказаниям за нарушения. Почти в два раз выросла доля предупреждений — с 22,5 до 41,7%. То есть сейчас штрафы выписывают в 58% случаев, а раньше — в 77%.
Почти все контрольно-надзорные ведомства стали чаще предупреждать и реже штрафовать. Исключение — Россельхознадзор. У него доля предупреждений даже снизилась (было — 31,4%, стало — 24,9%).
Штрафы растут
Источник: индекс «Административное давление — 2023»
Общий размер административных штрафов в сфере экономики, по данным Росстата, в 2022 году увеличился на 23,6 млрд рублей и составил 53,97 млрд рублей.
Это случилось потому, что очень резко (с 1,8 млрд до 37,8 млрд рублей) вырос объём штрафов по трём статьям КоАП РФ:
- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31),
- незаконное перемещение через таможенную границу (ст. 16.1),
- заключение ограничивающего конкуренцию соглашения (ст. 14.32).
Штрафы по остальным статьям, наоборот, снизились — на 12 млрд рублей.
Самая доходная для государства статья КоАП — злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Она принесла бюджету более 26 млрд рублей (средний штраф — 81 млн рублей).
Самая популярная административная статья 14.25 КоАП (нарушение законодательства о регистрации юрлица или ИП). По ней выписано больше 193 тысяч штрафов (средний штраф — 5 тысяч рублей).
За нарушение валютного законодательства выписали 48 тысяч штрафов (средний штраф — 47 тысяч рублей).
Ответственность за допущенные ошибки у проверяющих и проверяемых всё равно не равна. По административным статьям бизнесмены отделались предупреждением (а не штрафом) всего в 14% случаев. При этом должностные лица контролирующих органов, допустивших нарушения, в 91% случаев получали предупреждения и только в 9% штрафы.
И не контроль, и не профилактика
Источник: индекс «Административное давление — 2023»
У промышленников главными проверяющими ведомствами были Ростехнадзор и МЧС.
МЧС в рейтинге уполномоченного — отличники. Они меньше проверяли, меньше штрафовали и больше занимались профилактикой.
Ростехнадзор тоже стал больше выносить предупреждений, но там, по данным омбудсмена, мало занимаются профилактикой нарушений. Показатель в 26,6% профилактических проверок в общем числе контрольно-надзорных мероприятий признан неудовлетворительным. У МЧС этот показатель равен 97,2%.
Отдельно по промышленным предприятиям статистики не ведётся, рассказывает руководитель направления аналитических рейтингов Института экономики роста им. П.А. Столыпина (институт помогал в создании индекса) Кирилл Пузанков.
«У нас нет точных данных, сколько пришлось проверок на промышленные предприятия. Но можно сказать, что по двум самым популярным для промышленников органам (МЧС и Ростехнадзор) есть общее улучшение и снижение контрольно-надзорного давления», — говорит он.
Совсем от контроля отказываться нельзя, считает Пузанков, на промышленных предприятиях находятся опасные производственные объекты, они должны обслуживаться и эксплуатироваться должным образом. Но отсутствие аварий в интересах самих предприятий. Поэтому сейчас всё популярнее режим постоянного мониторинга в соответствии с 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
«Это и не проверка, и не совсем профилактика, это совместный, в том числе видео, контроль, в ходе которого устраняются недостатки эксплуатации опасных объектов. Плюс, конечно, должна расти роль профилактики (что уже происходит), это эффективнее штрафа (который часто следует уже за последствиями). В целом усиления административного давления на промышленные предприятия мы не фиксируем», — поясняет Кирилл Пузанков.
По данным омбудсмена, стабильно хорошо бизнесу (средний показатель за пять лет) в Удмуртии, Ульяновской области и Адыгее. Но есть и прорывные регионы, которые в 2022 году ослабили давление наиболее заметно. Лучше всех выступила Воронежская область, переместившись с 79-го на 4-е место. Решимость в снижении давления на предприятия также показали Петербург, Ингушетия и Дагестан.
Хуже всех по результатам 2022 года дела с административным прессом обстоят в Северной Осетии.
Бизнес защищает только прямой запрет на проверки
Фото: Артём Геодакян / ТАСС
Правительство снижает проверочное давление как меру поддержки предпринимателей в условиях санкционного давления. Однако за рамками 248-ФЗ, то есть мероприятий, которые попадают под понятие контрольно-надзорной деятельности, ситуация выглядит не такой радужной.
Уже в первом квартале 2023 года, согласно данным индекса «Столыпин 2.0», 37,6% предпринимателей заметили увеличение налоговых проверок.
Генпрокуратура, в свою очередь, указала на активность правоохранительных органов, которые контрольно-надзорные мероприятия заменяют следственными действиями. Ещё одна проблема — всё большее внедрение автоматических систем госконтроля, они часто дублируют друг друга, раздражая предпринимателей.
Эксперты, с которыми поговорил MASHNEWS, отметили, что бизнес (особенно малые и средние предприятия) указывает на избыточное внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Работа этого органа также не регулируется 248-ФЗ.
«Мораторий не распространяется на Федеральную антимонопольную службу, периодически мы фиксируем жалобы на избыточное внимание ведомства к субъектам малого и среднего бизнеса», — говорит доцент кафедры правового обеспечения рыночной экономики РАНХиГС при президенте РФ, член генсовета «Деловой России» Екатерина Авдеева.
По её словам, уменьшить давление на бизнес правоохранительных органов труднее, чем ввести мораторий на проверки, но решение есть.
«248-ФЗ определил порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении бизнеса, но действующие нормы других законов позволяют сотрудникам полиции в некоторой части замещать функции контрольно-надзорных органов и привлекать бизнес к административной ответственности в случае выявления правонарушений. Поскольку лишить правоохранительные органы их функций по оперативно-розыскной деятельности не представляется возможным, для решения этой проблемы целесообразно определить порядок передачи материалов при выявлении нарушений в соответствующий контрольный орган для проведения проверки», — говорит Екатерина Авдеева.