Битва за дизайн. Застройщик центра электроники НАМИ обвинил институт в саботаже
Подрядчик, отстраненный от застройки дизайн-центра автоэлектроники НАМИ за срыв сроков, пытается вернуть контракт и винит во всем заказчика. Судьба центра, необходимого для развития отечественного автопрома, остается туманной.

Работа в минус
Строительство дизайн-центра автоэлектроники и компонентов интеллектуальных транспортных систем, который должен быть создан на базе испытательного полигона НАМИ, обернулось скандалом. Минпромторг расторг контракты с подрядчиком — «РКСервис», а также добился, чтобы эту компанию внесли в реестр недобросовестных поставщиков. «РКСервис» с таким подходом не согласен и требует через суд исключения из реестра, а также оспаривает одностороннее расторжение контрактов.
Ближайшее заседание по иску «РКСервис» к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) по включению компании в число недобросовестных поставщиков назначено на 15 апреля, а на 7 апреля в Арбитражном суде Москвы намечено рассмотрение дела по претензиям Минпромторга к подрядчику о возврате неотработанного аванса и уплаты пеней на сумму 1,279 млрд рублей. Кроме того, 9 апреля запланировано заседание по иску к подрядчику на 183 млн рублей. Еще одно разбирательство, в рамках которого Минпромторг требует вернуть 887 млн рублей, назначено в Арбитражном суде Москвы на 25 мая.
Три контракта на проведение строительно-монтажных работ дизайн-центра НАМИ компания «РКСервис» получила в 2022 году. Общая их стоимость - 2,23 млрд рублей. Предполагалось, что к концу 2023 года дизайн-центр будет построен. Инвестпроект предусматривал, что сам дизайн-центр появится в Москве на территории НАМИ, а в поселке Автополигон в Подмосковье, где расположена испытательная база института, планировалось построить современную испытательную лабораторию.
Правда, когда началась стройка, выяснилось, что у НАМИ и «РКСервис» разное видение будущего дизайн-центра. Подрядчик периодически находил недочеты в документации, их долго исправляли. Это влияло на ход работ. Например, как утверждают в «РКСервис», смонтировать вышку связи оказалось невозможно из-за недочетов в проектной документации объекта. Согласованную документацию по некоторым этапам подрядчик получил лишь в конце декабря 2023 года, когда вообще-то дизайн-центр должен быть уже построен.
В свою очередь в НАМИ отказались принимать ряд работ, выполненных «РКСервис».
Когда Минпромторг в феврале 2024 года потребовал с «РКСервис» неустойку, в компании заявили, что срыв сроков обусловлен задержками с документами. Тогда суды доводами подрядчика согласились.
Но работы продвигались все также медленно. В ноябре 2024 года Минромторг расторг с «РКСервис» все три контракта в одностороннем порядке. Министерство поставило в вину подрядчику многочисленные нарушения по предоставлению документов о ходе выполнения работ и срыв сроков.
За контракт стоимостью 1,25 млрд рублей подрядчик получил аванс 800 млн, иск подан на 1,279 млрд рублей. При том, что два этапа «РКСервис» все-таки выполнила, и эти работы в НАМИ приняли. Аванс на выполнение второго контракта общей стоимостью 771 млн рублей составил 539 млн рублей. С учетом пени и штрафов размер исковых требований по этому контракту — 887 млн рублей. За третий контракт ценой 206 млн рублей аванс выплачен в размере 141 млн рублей, Минпромторг требует по этому контракту 187 млн рублей.
Разные подходы
Генеральный директор «РКСервис» Олег Аксенов в письме в ответ на запрос Mashnews обвинил в срыве работ НАМИ.
В частности, по утверждению Олега Аксенова, изначально в строительство дизайн-центра планировалось вложить 7,5 млрд рублей, соответственно, и проект составлялся с расчетом на эту сумму. Когда бюджет уменьшился, проект стали упрощать. После всех изменений построить центр с заданными характеристиками оказалось невозможно, заявил Олег Аксенов.
В числе примеров — на полигоне не предусматривались крытые галереи, лотки для сетей связи, дренажная система для талых вод. Из-за этого, по словам руководителя компании-подрядчика, эксплуатировать объекты на полигоне круглогодично было бы невозможно.
Стоит отметить, что сам подрядчик при заключении контракта на работы на полигоне пошел на значительное снижение цены, Минпромторг изначально определил стоимость работ 886 млн рублей, два других участника торгов предложили цену 881 и 842 млн рублей, у «РКСервис» - 771.
Так как в 2023 году работы не исполнены, утверждает «РКСервис», НАМИ пришлось вернуть в бюджет заложенные на проект средства, а подрядчик столкнулся с кассовым разрывом и оказался в предбанкротном состоянии.
Также Олег Аксенов указал на многочисленные недоработки в документации и долгие сроки получения исправленных вариантов. Последняя корректировка произошла летом 2024 года, подрядчик ждал обновленные материалы, чтобы продолжить работы, но вместо этого получил извещение об одностороннем расторжении контракта.
В НАМИ на запрос Mashnews пока не ответили, однако в открытых источниках есть свидетельства, что Институт предпринимал усилия, чтобы ускорить стройку. В частности, в 2023 году НАМИ начал тяжбу с Росимуществом о судьбе спиленных для площадки под лабораторию деревьев, мешавших стройке. Стороны никак не могли прийти к единому решению о том, кто должен вывозить и продавать эту древесину. В итоге 3 марта 2025 года Арбитражный суд Московского округа постановил, что реализацией 5 тысяч кубометров древесины должно заниматься Росимущество. Правда, обязанность вывезти древесину с участка появится у Росимущества только через два месяца, если судебный акт не будет в очередной раз обжалован.
Точка сбора технологий
«Дизайн-центр автоэлектроники – это не просто студия, где делают красивые кнопки и экраны. Это место, где разрабатывают интерфейсы, интегрируют технологии так, чтобы они были понятны и удобны для водителя, создают макеты и прототипы и адаптируют дизайн под производство, чтобы идея была не просто красивой, но и реализуемой», - рассказала Mashnews эксперт в области промышленного дизайна Маргарита Прандино-Ермолаева, генеральный директор компании Incourse Industrial.
Собеседница редакции подчеркнула, что дизайн-центры автоэлектроники формируют основу для всей автомобильной промышленности. Они тесно связаны с университетами, стартапами, автопроизводителями, что позволяет быстро тестировать идеи и внедрять их в производство.
«Сейчас в России полноценной экосистемы таких центров для автопрома нет. Есть инженерные бюро и конструкторские подразделения заводов, которые работают больше над технической частью, а не над взаимодействием технологий с пользователем», - отметила Маргарита Прандино-Ермолаева и обратила внимание на то, что некоторые проекты, связанные с дизайном автоэлектроники, выполняют небольшие студии UX-дизайна, но у них нет мощной инженерной базы. Также существуют центры технологического консалтинга, специализирующиеся на работе с предприятиями автопрома, но они не являются студиями полного цикла и не способны охватить весь процесс разработки автомобиля – от концепта до серийного производства.
Дизайн-центр НАМИ как раз планировался как точка сбора технологий. При этом Маргарита Прандино-Ермолаева подчеркнула, что в отличие от западных или азиатских стран, где дизайн-центры полного цикла — это коммерческие предприятия, объект НАМИ — полностью государственная инициатива, фактически он задумывался как часть модернизации научно-производственной базы, а не как бизнес-структура, привлекающая инвестиции со стороны. Тем не менее, такой центр, по словам эксперта, мог бы предлагать компаниям площадку для тестирования и внедрения технологий.
Основатель и руководитель профессиональной гоночной команды B-Tuning Pro Андрей Севастьянов в беседе с Mashnews высказал мнение, что дизайн-центры автоэлектроники — это один из важных шагов в импортозамещении, поскольку такие площадки позволяют разрабатывать и выводить на рынок оригинальные отечественные решения, это альтернатива локализованному выпуску компонентов по иностранным лекалам.
«Сначала надо разработать, а потом уже внедрять на производства и не бояться делать ошибки. Ведь только время в итоге расставит все на свои места, да и мировая практика показывает, что надо пробовать и не бояться браться за смелые, порой кажущиеся странными проекты», - отметил Андрей Севастьянов.
Также, по мнению собеседника редакции, дизайн-центры (а их, как говорит Андрей Севастьянов, должно быть много), способны задать векторы в подготовке кадров для отечественного автомобилестроения - студентам будет к чему стремиться, они будут понимать, что смелые и свежие идеи могут быть реализованы.
«Как правило, те, кто претендует на хайтек-разработки в сфере электротранспорта, стараются делать их in-house, чтобы иметь и конкурентное преимущество, и задавать определенный тренд в отрасли. Автоэлектроника – это «мозг» автомобиля, от нее зависит безопасность, надежность и эффективность транспорта будущего. Интеллектуальные транспортные системы, автономные технологии и электрический транспорт требуют передовых решений, такие центры способны обеспечить их разработку и тестирование», - сообщил Mashnews Илья Рашкин, основатель и генеральный директор ООО «ЭМ Рус», разработчик первого российского электрогрузомобиля EVM PRO.
Экспертиза требует паузы
Судебные споры «РКСервиса» с Минпромторгом в теории не должны помешать строительству дизайн-центра. Об этом сказал Mashnews партнер юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Александр Казусь.
По словам эксперта, работы на площадках по-прежнему могут вестись силами субподрядчиков. Однако заказчик после расторжения контракта должен найти нового подрядчика, у него есть два пути — заключить контракты с участниками тендеров, которые в 2022 году заняли вторые места, проиграв «РКСервис», либо провести новую закупку.
Пока никаких новых объявлений относительно дизайн-центра на в ЕАИС «Закупки» нет.
Старший юрисконсульт BLCONS GROUP Иван Пирогов в беседе с Mashnews отметил, что теоретически работы могут поставить на паузу из-за экспертизы. А она, скорее всего, потребуется, чтобы точно определить объем выполненных подрядчиком работ. Если же на площадке работы будут продолжаться, то существует возможность определить объем работ камерально, то есть, по документам, но это сложный путь - как для заказчика, так и для подрядчика. Между тем, пока в судебных материалах нет ходатайств о проведении экспертиз.
Когда Минпромторг решит искать нового подрядчика, очевидно, что цена на строительно-монтажные работы увеличится с учетом инфляции. Но переложить дополнительные расходы, то есть, фактически убытки бюджета, Минпромторг на подрядчика не сможет, сообщил Александр Казусь.
По словам эксперта, появление нового подрядчика станет замещающей сделкой. «Требование о взыскании убытков по замещающей сделке могут быть предъявлены только если контракт не расторгнут. В данном случае, контракт расторгнут в одностороннем порядке», - пояснил Александр Казусь.
Но в остальном позиция «РКСервис» по оценкам юристов достаточно сложная. «В спорах о взыскании неотработанного аванса сторона заказчика, в данном случае Минпромторга, находится в более сильном положении. Отсутствие акта сдачи-приемки результата работ по конкретному этапу говорит о том, что такие работы не завершены в нарушение условий договора», - сказал Иван Пирогов и подчеркнул, что именно «РКСервис» придется доказывать справедливость своих утверждений.
Александр Казусь обратил внимание на то, что сам факт включения «РКСервис» в реестр недобросовестных поставщиков сильно увеличил шансы Минпромторга на взыскание ущерба.
«При разрешении вопроса о включении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольная служба внимательно изучает все доводы заказчика о выявленных нарушениях, которые должны быть существенны и значительны, для такого включения», - отметил эксперт.
Для самого подрядчика попадание в реестр — не только репутационный ущерб, если компания не оспорит включение себя в число недобросовестных поставщиков, она два года не сможет участвовать в госзакупках.
Между тем, судьба дизайн-центра и лаборатории после разрыва контрактов выглядит туманно. В рамках инвестпроекта закуплена часть техники и оборудования, некоторые контракты, например, на поставку систем для оснащения динамической платформы, еще в стадии исполнения.
Новые сроки для строительства дизайн-центра автоэлектроники НАМИ не названы. Минпромторг на запрос Mashnews пока не ответил.