27 марта 2025 15:19
читать 14 минут

Без траулеров. Карельская компания вернула «квоты под киль» Росрыболовству

Карельская рыбопромышленная компания «Согласие» расторгла договор с Росрыболовством о квотах под киль. Два траулера-свежьевика для добычи и переработки трески и пикши оказалось невозможно построить из-за санкций.

Ушли сами

Компания «Согласие» смогла доказать, что не имеет возможности участвовать в программе «квоты под киль», поскольку не может получить рыбопромысловое оборудование для двух траулеров-свежьевиков, которые должны были построить на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе. Суда планировалось оснастить оборудованием из Японии, Швейцарии, Нидерландов и Бельгии, альтернативы на отечественном рынке в «Согласии» не нашли. 18 марта Арбитражный суд Москвы расторг договор «Согласия» с Росрыболовством о предоставлении инвестиционных квот. На обжалование решения суда у Федерального агентства по рыболовству есть два месяца.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Суть механизма инвестиционных квот, который неофициально называют «квоты под киль», в том, что рыбопромысловая компания в обмен на льготные условия по добыче рыбы должна купить себе новое судно. Программа реализуется с 2017 года. Росрыболовство проводит аукционы на участки, где можно вести добычу по квотам, и устанавливает тип судна, который должна приобрести компания-победитель.

Стоит отметить, что если у промысловой компании возникают проблемы со строительством судна, то именно Росрыболовство выступает инициатором разрыва договоров о «квотах под киль». Например, в марте и июне 2024 года Федеральное агентство по рыболовству через суд расторгло два договора с компанией «Сокра». Причина та же — срыв строительства судов. Например, по одному из договоров планировалось, что «Сокра» на «Верфи братьев Нобель» построит в 2023 году среднетоннажное рыбопромысловое судно, но финансирование проекта приостановилось еще в ноябре 2021 года.

Правда, в отличие от «Сокры» компания «Согласие» должна была получить траулеры-свежьевики в 2026 году, то есть, срок действия инвестдоговора еще не вышел, так что формально нарушения условий правил получения «квот под киль» со стороны карельской компании не было. Но промысловики не стали ждать у моря погоды, а сожгли мосты еще в 2023 году, разорвав договор на строительство траулеров с Онежском судостроительно-судоремонтным заводом. В компании «Согласие» на запрос Mashnews не ответили. Редакция направила запрос в Росрыболовство. На момент публикации ответ получен не был.

СПРАВКА MASHNEWS

  • ООО «Согласие» зарегистрировано в 2009 году в Карелии, в селе Гридино, относится к малым предприятиям. Выручка за 2024 год — 445 млн рублей, чистая прибыль — 37 млн рублей. Однако ООО «Согласие» является совладельцем Рыболовецкой компании «Вирма», по итогам 2023 года ее выручка составила 2,3 млрд рублей, убыток — 131 млн рублей.

Отделались малой кровью

Инвествоту на вылов трески и пикши в Северном бассейне компания «Согласие» получила еще в декабре 2020 года и взялась построить два траулера-свежьевика. Оперативно взяться за заказ на Онежском судоремонтно-судостроительном заводе не смогли. Как сообщал Fishnews, на момент заключения договора с «Согласием» завод уже сформировал портфель заказов до конца 2023 года и сосредоточился на строительстве краболовов, тоже для программы инвестквот.

Очередь из желающих разместить заказы на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе оказалась впоследствии выгодной для «Согласия». Как сообщил Mashnews председатель Союза рыбопромышленников Карелии Илья Раковский, в 2023 году, к моменту расторжения договора на постройку траулеров, их строительство еще не началось, так как не была готова ведомость запчастей с указанием поставки. В это время зарубежные производители отказывались от сотрудничества с российскими компаниями. Но для «Согласия» это было неактуально, поскольку компания не успела еще ни с кем договориться и внести аванс.

В этом плане «Согласию» повезло. Как рассказал Mashnews заместитель генерального директора, начальник Центра импортозамещения судового оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов, некоторые компании, которые раньше приступили к строительству своих рыбопромысловых судов внесли крупные авансы зарубежным производителям, а после введения санкций остались без денег и без оборудования. Сейчас эти споры разбираются в судах, но для промысловиков это слабое утешение, ведь, чтобы сохранить квоту, им нужно каким-то образом достроить корабли.

Таким образом, компания «Согласие» осталась при своих финансах. Но искать альтернативное оборудование не стала. Причина кроется, по словам Ильи Раковского, в самой экономической модели траулеров-свежьевиков «Меркурий», которая весьма серьезно просела из-за санкций.

Финское сердце «Меркурия»

Для «Согласия» планировалось построить суда проекта 23490 (СРТР38М) «Меркурий», это среднетоннажные траулеры-рефрежераторы, разработкой проекта занималось КБ «Восток», входящее в Центр технологии судостроения и судоремонта.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Траулеры-рефрижераторы типа «Меркурий» имеют следующие характеристики: длина — 38,4 м, ширина — 9 м, мощность двигателя -  1326 кВт. Суда рассчитаны на среднюю скорость 12,5 узлов, экипаж — 19 человек, в автономном плавании траулер может находиться до 22 суток. Объем рефрижераторного трюма — 285,5 м³, морозильный трюм — 41,3 м³. Мощность переработки рыбы — 20 тонн ежедневно.

Проект траулеров «Меркурий» разрабатывался до введения широкомасштабных санкций. Поэтому проектировщики предлагали использовать в проекте иностранное оборудование. Например, головной двигатель мог быть изготовлен компаниями Wartsila, Yanmar, ABC  и STX. Среди этих компаний публично об уходе из России не заявила только южнокорейская STX Corporation. Несмотря на возможные проблемы с получением двигателей, власти регионов продолжают предлагать рыбопромышленникам взяться за постройку «Меркуриев». Например, Министерство рыбного хозяйства Камчатского края еще в начале 2024 года опубликовало объявление для рыбопромышленников, что Судостроительный завод имени Октябрьской революции готов построить такие траулеры.

В обнародованной документации к «Меркурию» не указано, откуда планировалось ввозить сам рыбоперерабатывающий комплекс, однако с большой вероятностью это тоже поставки из недружественных теперь стран, поскольку проект судна разрабатывался еще в 2017 году, в то время как программы по стимулированию отечественного производства специализированного оборудования для рыбопромышленников появились лишь в 2022 году.

Илья Раковский сообщил, что если бы Онежский судостроительно-судоремонтном завод все же начал строить траулеры для «Согласия», то им бы потребовалась массовая замена комплектующих, и, как следствие перепроектирование, что повлекло бы дополнительные затраты. В итоге себестоимость строительства оказалась бы не обеспечена квотой, то есть, для предприятия участие в проекте теряло экономический смысл.

Единичные случаи

Всего в рамках инвестквот в России к 2027 году должно было быть построено 107 судов. Как ранее сообщал Mashnews, в программу вошли 64 рыболовецких судна, 41 краболов и 25 рыбоперерабатывающих заводов. В апреле 2024 года журналисты РБК выяснили, что срок сдачи судов могут сдвинуть до 2030 года из-за задержек сдачи судов. Однако официально сроки не менялись.

«Прекращение договоров на строительство судов носит единичный характер. В целом строительство судов продолжается, в том числе - в рамках уже второго этапа инвестквот», - сообщили Mashnews в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).

То, что отказ от инвестквот, тем более по инициативе рыбопромышленника, большая редкость, подтвердил Mashnews и Дмитрий Стоянов. По словам собеседника редакции, сейчас по разным причинам прекращено действие около 10% договоров.

«Считаю, что на фоне общего количества, это все-таки не какие-то глобальные цифры, и в каждом случае причина больше связана с индивидуальной проблематикой каждой отдельно взятой компании, в основном заказчиков судов», - отметил Дмитрий Стоянов.

В АСРФ обратили внимание на то, что сначала на окупаемости инвестиций сказались задержки сдачи судов и рост их стоимости из-за пандемии, затем - критическое влияние санкций, а также взлет ключевой ставки.

«Как правило, строительство рыбопромысловых судов в рамках инвестквот велось за счет кредитных средств. Программа льготного лизинга для таких проектов не предусмотрена, поскольку считается, что «квоты под киль», это тоже мера поддержки. А задвоение мер господдержки для одного инвестпроекта законодательно невозможно. Соответственно, у некоторых рыбопромысловых компаний сейчас может просто не оказаться средств на достройку судов. А за кредитами они обращаться не спешат из-за высоких ставок», - рассказал Дмитрий Стоянов.

Отечественные решения

То, что рыбопромысловые суда изначально проектировали с учетом импортного оборудования, вполне вписывалось в реалии досанкционных времен.

«Этот сегмент оборудования имеет свою специфику и ранее отечественные предприятия его не осваивали по причине невостребованности, ведь до первой волны инвестквот, которая началась в 2016-2017 годах, такие суда у нас в стране вообще не строились. Соответственно, тогда при проектировании судов планировалось использование иностранного оборудования, в основном из недружественных стран, например, рыбоперерабатыващие фабрики Bjordal”, - отметил Дмитрий Стоянов.

Сейчас ситуация значительно изменилась. Сейчас на портале Центра импортозамещения и локализации СКО зарегистрировано 520 российских отраслевых предприятий и около 9 тысяч производимых ими позиций судового оборудования, подчеркнул Дмитрий Стоянов.

И большая часть позиций для рыбопромысловиков тоже замещена.

Например, «Морские комплексные системы» планируют выпускать рыбофабрики, рыбомучные установки, измельчители морепродуктов, трюмные холодильники. Созданием судовых лебедок для рыбопромысловых судов занимается Выборгский машиностроительный завод. Комплект оборудования для транспортировки рыбы создает Центр технологии судостроения и судоремонта. Ижевский электромеханический завод «Купол» собирается вывести на рынок камеры для «шоковой» заморозки водных биологических ресурсов на рыбопромысловых судах и комплексы по производству жидкого льда.

Таким образом, для компаний, которые только собираются инвестировать в создание рыбопромысловых судов, открываются большие возможности.

Правда, в нынешних экономических реалиях без мер государственной поддержки заказчики судов к новым вложениям зачастую не готовы. Как говорят в АСРФ, при возросших сроках окупаемости инвестиций одной из мер поддержки может стать продление сроков пользования инвестквотой с 15 до 20 лет.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!