03 октября 2023 14:01
читать 7 минут

Беспилотный истребитель. Турция обещает прорыв, эксперты сомневаются

Беспилотный истребитель Kizilelma позволит Турции произвести революцию в военном доминировании, заявил Сельчук Байрактар, совладелец компании Baykar Makina – эта фирма и разработала беспилотник. В России тоже были планы на беспилотный Су-75. Эксперты согласны: беспилотные истребители - это прорыв, но замечают, что Турция любит делать громкие заявления.

Истребитель Kizilelma. Фото 2023 года
 

Боевая беспилотная революция

Сельчук Байрактар, зять Реджепа Эрдогана совладелец и технический директор компании Baykar Makina, заявил 28 сентября, что разработанный его фирмой беспилотный истребитель Kizilelma позволит Турции распространить свое военное влияние «от Черного моря до Кавказа, от Восточного Средиземноморья до побережья Северной Африки». 

Эти истребители дадут Турции возможность «вести наблюдение и точечные удары по континентам».

Компания Baykar плотно сотрудничает с Украиной, у ВСУ много БПЛА Bayraktar, они даже участвуют в военных парадах. 

В свою очередь Украина делает для турецких БПЛА двигатели - они стоят, в частности, на Bayraktar Acinci. На территории Украины строят завод Baykar, в него обещали вложить $100 млн. До завершения строительства осталось где-то полтора года.

Сельчук Байрактар и его истребитель

Почему истребитель — это революционно?

На вооружении ни одной страны мира пока нет беспилотного истребителя. Выгодное отличие беспилотного  истребителя от просто беспилотника в том, что он способен вести воздушный бой и поражать воздушные цели. Плюс может «работать» по земле или по кораблям, хотя для таких операций истребители используются нечасто.

По сути, турецкая армия сможет использовать авиацию полностью беспилотную: БПЛА-истребитель сопровождает ударный БПЛА, БПЛА-разведчик борется с ПВО противника.

На данный момент истребитель Kizilelma прошел уже несколько этапов испытаний (до 12, и все признаны успешными), в том числе в группе, сопровождая F-16.

У нового турецкого беспилотника есть возможность переносить вооружения на полторы тонны (общий вес с полезной нагрузкой шесть тонн). Рабочая высота 12 тысяч метров. Он малозаметен (система стелс), может подавлять ПВО, может взлетать с корабля (предполагается, что это будет десантный корабль TCG Anadolu).

«У Турции не так много соперников в освоении БПЛА такого класса или, если угодно, типа: США с ударным Kratos XQ-58 и заправщиком MQ-25 Stingray, Китай с несколькими прототипами, такими как ударные AVIC Dark Sword, FL-71, Feihong FH-97A и действующим образцом — разведчиком WZ-8, а также Австралия с Boeing MQ-28 Ghost Bat и Россия со своим С-70 »Охотник«. отмечают в разговоре с Mashnews авторы Telegram-канала «Крылья войны».

«Оговоримся, что не берем строгое соответствие этих аппаратов друг другу, так как у них много отличающихся технологических нюансов и даже ролей на условном театре боевых действий. Сравниваем крупными мазками: размеры, вес, скорость, малозаметность и сложность управления аппаратом», - поясняют «Крылья».

«Главное отличие Kizilelma от вышеуказанных ударных (и не только) дронов, по заявлению разработчиков, — маневренность, скорость, малозаметность и номенклатура вооружения, в сумме не уступающая пилотируемым истребителям чуть ли не 5-го поколения. Смелые заявления, но все же, например, потенциальный набор ракет класса »воздух-воздух« и »воздух-поверхность« которые сможет нести этот БПЛА, действительно внушают».
«Однако зная любовь к громким заявлением со стороны турецких разработчиков вооружений, и затем изучая реальную работу их изделий, особенно с противником не уступающим в технологическом плане, говорить о действительной »революции в военном влиянии« Турции где-то там мы бы не стали, - говорят »Крылья войны«.

Внешний вид Су-75. Изображение с сайта Федеральной службы по интеллектуальной собственности

Аналогов нет?

Аналоги есть, но пока они не летают и, тем более, серийно не производятся. У России есть отдаленно похожий и эксплуатируемый С-70 «Охотник», но он, не «чистый истребитель», скорее, «ударник» - разведку проведет, ПВО прорвет, удар по земле нанесет, но в воздушном бою ни для кого противником не будет.

Настоящий беспилотный истребитель разработали в Австралии, компания «Боинг». Называется он Loyal Wingman. На данный момент у него три прототипа.

«Скорее всего новый турецкий БПЛА сможет стать проблемой для наземных, морских целей и ПВО, но весомым соперником для пилотируемых истребителей нет. Человек, управляющий самолетом, по-прежнему более умён, быстр и опасен для противника, чем оператор БПЛА или искусственный интеллект, особенно когда речь идет о воздушном бое. При этом сейчас где-то посмеиваются над нашими словами расчеты ПВО. Эра полноценных беспилотных истребителей еще впереди и путь к ней весьма тернист. Слишком многое нужно сделать в парадигме развития искусственного интеллекта, скорости связи, отклика и безотказности в управлении такими машинами, помимо сотен других нюансов. Над этими задачами трудятся ведущие производители авиационной техники мира, но мы очень сомневаемся, что именно Турция станет на этой стезе революционером», - считают «Крылья».

Беспилотный истребитель Россия хочет сделать из пилотируемого Су-75 Checkmate, которого, правда, даже в пилотируемом варианте пока нет. Его несколько раз показывали на авиасалонах, но все полеты он выполнял только благодаря компьютерной графике.

Су-75, над которым работает ГК «Ростех», собирались производить в трех модификациях: одноместный (основной), двухместный и беспилотный.

Последней новостью о Су-75 было сообщение о том, что ПАО «ОАК» (входит в ГК «Ростех») запатентовала внешний вид самолета. То есть, если кому-то вздумается нанести изображения на футболки или сделать игрушечный Су, придется заплатить.

Изображение с сайта Федеральной службы по интеллектуальной собственности

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент